ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1771
На пороге перемен?
Насколько будет способно «окно в Европу», которое «прорубил» Магомедов и его команда, пропустить через себя новые веяния Старого мира?   2 сентября 2011, 09:00
 
Дагестан готов кардинально изменить складывавшуюся в республике годами неблагоприятную обстановку для жизни, но при этом поставил себя в зависимость от федерального центра

По мнению экспертов и по оценкам журнала «Бизнес и власть», главным препятствием для развития бизнеса в России является бюрократия, государственные монополии и коррупция, сформировавшаяся на уровне инфраструктурного управления экономикой.

Стремление главы РД изменить положение дел во всех отраслях экономики, устранить дисбаланс между лидирующими и низшими слоями, подразумевает контроль за общим уровнем жизни простых людей.

Последнее есть не столько преступление в прямом понимании этого слова, сколько искажённая в своих механизмах экономика (пример: некорректное формирование тарифов на электроэнергию, теневая сторона деятельности оффшорных фирм, действующих за рубежом и т. д.). И именно действующее законодательство, несовершенство в отдельных его пунктах позволяет чиновникам проводить сомнительные финансовые операции, брать взятки, практически без нарушения закона. Вследствие инерции движения этой недоразвитой экономики, легальный бизнес не способен органично влиться в расчленённую на монопольные сегменты экономическую систему, и без того ограниченную процессами вмешательства органов государства в ее управление. К тому же многие бизнесмены убеждены, что тормозом для развития бизнеса в России служит отсутствие гарантий защиты частной собственности и административные барьеры в сфере недвижимости.

Проблемы финансовой и экономической власти страны зеркально отображаются в тех же сферах во всех её периферийных регионах, а в некоторых из них отражение принимает формы в проекции кривого зеркала. Не исключение и Республика Дагестан, где процесс развития финансово-экономической системы с развалом Советского Союза и развалом производства (заводов, фабрик) претерпел ряд негативных этапов, разрушительно сказавшихся на социальной сфере в целом и на развитии крупного бизнеса в его многополярных проявлениях и полисубъектном участии и взаимодействии на данной территории.

Сейчас большой бизнес намерен прийти в Республику. К этому крупных бизнесменов, выходцев из Дагестана, призвал нынешний глава РД Магомедсалам Магомедов.

Он заявил: «Нам удалось повернуть лицом к нашей экономике успешных дагестанских бизнесменов, представителей крупного бизнеса. Мы сегодня реализовываем ряд ранее "замороженных" социальных и бизнес-проектов, с участием Сулеймана Керимова». Президент сообщил, что примеру Керимова последовали и такие дагестанские капитаны большого бизнеса, как Ахмед Билалов, братья Зиявудин и Магомед Магомедовы, братья Рамиз и Мамед Абасовы, Омар Муртазалиев и другие. Он уверен, что «они готовы нести социальную нагрузку, строить больницы, школы, дороги. Это хороший пример для всех остальных».

При этом Магомедов считает, что «есть другие бизнесмены-выходцы из Дагестана, не такие крупные, но их много. Хотелось бы, чтобы каждый из них по мере возможности внес вклад в развитие малой родины, - наши земляки поверили в то, что у республики есть хорошие перспективы».

Если власть зовёт бизнес и его представителей, значит, будут созданы условия для его развития и обеспечены гарантии, необходимые для стабильной деятельности различных субъектов бизнеса.

Одним из главных препятствий на пути достижения стабильности в республике и, как следствие, привлечения инвестиций в дагестанскую экономику, президент назвал терроризм, противостояние власти и боевого крыла экстремистского подполья, действующего на территории Республики. Эту проблему, уверен он, нужно решать сообща не только силовыми методами, но и политико-экономическими решениями.

Размышляя над словами руководителя Республики, можно сделать вывод, что уже сейчас пора начинать модернизировать местную экономику, привлекать и вкладывать инвестиции в различные её сферы. Таким образом, будут разрушены приоритеты тех, кто основным тезисом своей борьбы провозглашает бесчинство и произвол властей в сфере социального обеспечения населения, их нежелание решать насущные проблемы граждан, воровство и коррупцию.

Стремление главы РД изменить положение дел во всех отраслях экономики, устранить дисбаланс между лидирующими и низшими (в плане уровня жизни и социальной защищённости) слоями, подразумевает контроль за общим уровнем жизни простых людей, упрочение среднего класса республики, борьбу с бедностью и пресловутой коррупцией, являющейся почвой для её (бедности) существования.

Поэтому Магомедов считает, что необходимо довести объем основных фондов на душу населения до среднероссийского уровня, в экономику республики нужно вложить более 1,2 трлн. рублей. При этом, по его словам, необходима помощь федерального центра, так как одному дагестанскому бизнесу эту сложную задачу не решить.

«Я очень рассчитываю на Программу развития СКФО, - подчеркнул президент. - В ней есть специальная подпрограмма по каждому субъекту. Мы свои предложения внесли, и если они будут учтены, республику инвестируют порядка на 700 млрд. рублей. Все эти средства пойдут в районы, города, будут направлены на улучшение качества услуг, оказываемых населению и повышение качества жизни людей. Наши люди трудолюбивы, - не устаёт повторять Магомедов, - активны и талантливы. Но так сложилось, что республике меньше уделялось внимания, меньше было инвестиций».

Причина тому - неразвитая демократия, идеологический вакуум, образовавшийся между властью и обществом, который заполняет разъедающий нашу ментальность нигилизм.

По его мнению, - принятие «Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 года» позволит получить основу для разработки конкретных программ и планов, повысить уровень безопасности, сформировать предпосылки для устойчивого индустриального и институционального развития, принять меры по снижению коррупции и легализации теневой экономики.

Выступая перед депутатами, Магомедов отметил, - что уже сформирован залоговый фонд на сумму 2,4 млрд. рублей, земельный инвестиционный фонд 1800 гектаров, в бюджете 2011 года предусмотрены значительные средства на подготовку бизнес-планов и проектно-сметной документации. Сформирован реестр из 61 инвестиционного проекта на общую сумму около 200 млрд. рублей, и 20 проектов уже получили статус приоритетных.

Обобщая, можно сказать - Дагестан стоит на пороге масштабных финансово-экономических перемен, когда поток инвестиций по замыслу ведущих экономистов республики во главе с её руководителем перенаправляется в сторону развития всех сфер экономики, связанных, в первую очередь, с жизнеобеспечением и занятостью рядовых граждан. Следуя стратегии Президента Российской Федерации, республиканские власти планируют реализовать свои масштабные инвестиционные планы, способные во взаимодействии с бизнесом сформировать прозрачную эффективную экономику, что даст возможность коренным образом повысить уровень жизни всего населения нашей Республики.

Удастся ли осуществить всё это в реальности, зависит от тех, кто сегодня у штурвала власти и от общей военно-политической ситуации в северокавказском регионе. Общество же давно созрело и готово к позитивным переменам, несмотря на то, что ожидание затянулось, а рычагов воздействия на ситуацию у общества так и не появилось, в связи с отсутствием в политическом пространстве республики и региона в целом полноценных институтов гражданской власти. Причина тому - неразвитая демократия, идеологический вакуум, образовавшийся между властью и обществом, который заполняет разъедающий нашу ментальность нигилизм и ряд других проблем, о которых не раз говорилось на всех уровнях власти, во всех, практически, общественных кругах.

Способен ли приход большого бизнеса эффективно и по-деловому изменить положение дел? Насколько будет способно «окно в Европу», которое «прорубил» Магомедов и его команда, пропустить через себя новые веяния Старого мира, несущие иные, прогрессивные идеи и формы экономического развития и экономической деятельности в целом? Если процесс, основанный на замысле и отдельных проектах, исходящих из него, не будет нарушен теми самыми негативными явлениями как внутри, так и за пределами республики, как: криминал во власти, усиление социальной стратификации, постоянный силовой прессинг извне, неверие людей властям, наконец, религиозно-экстремистский фактор, - то жизнь будет строиться, объем основных фондов на душу населения - расти, а народ и власть - чувствовать себя нужными в этом полном противоречий мире.


Марат Шахманов, Дагестан  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1771