ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/177 | ||||
Менять как перчатки, говорите?
Саакашвили отказано в легитимности как не оправдавшему доверия – доверия Запада, а не грузинского народа Стремительно развивавшийся политический кризис в Грузии достиг своей кульминации. В минувшую среду, 7 ноября, после того как полиция разогнала тбилисский «Майдан» (при этом пострадало более 500 сторонников оппозиции), а спецназ захватил телекомпанию «Имеди», подконтрольную олигарху Бадри Патаркацишвили, по решению президента Михаила Саакашвили в стране было введено чрезвычайное положение.
В данном случае, уместнее говорить о не о «руке Москвы», а о «руке Вашингтона и Брюсселя». Для Москвы Грузия – по-прежнему отрезанный ломоть.
Но уже вечером следующего дня позиция грузинского режима сменилась на 180 градусов. Саакашвили пошел на беспрецедентные уступки оппозиции – выступив по национальному телевидению, он объявил о том, что 5 января 2008 года состоятся досрочные президентские выборы (полномочия Саакашвили истекают лишь через год). Грузинский лидер также заявил, что в этот же день пройдет референдум, призванный определить дату парламентских выборов – напомним, что по решению Саакашвили они были перенесены на осень, в то время как оппозиция требовала провести их в срок, весной. «Мое президентское кресло для меня ничего не значит – мы дорожим странами, а не креслами, – посредством телевидения обратился к оппозиции президент. – Требуйте, и вы получите. Вы потребовали досрочных выборов. Извольте – досрочные выборы».
Что заставило грузинского лидера столь радикально изменить свою тактику? Официальный Тбилиси не скрывает, что за три часа до телеобращения Саакашвили к нации у грузинского лидера состоялся телефонный разговор с послом США Джоном Тефтом. А представители оппозиции прямо заявляют: решение о проведении досрочных выборов было принято «после многочасовой встречи» с главой американской дипмиссии. «Посол настойчиво посоветовал Михаилу Саакашвили принять такие решения с целью нормализации ситуации в стране», - заявил один из руководителей Национального совета оппозиционных партий Бежан Гунава. Любопытно, что, не отрицая прямого участия Вашингтона в «разруливании» политического кризиса, оппозиция называет произошедшее «победой народа».
Соединенные Штаты оперативно отреагировали на информацию, поступившую из Тбилиси. «США приветствуют решение правительства Грузии провести досрочные президентские выборы и референдум о сроках парламентских выборов, – говорится в официальном заявлении, сделанном Госдепартаментом. В то же время тон заявления Госдепа был практически ультимативным: «Мы продолжаем призывать правительство Грузии отменить чрезвычайное положение и восстановить вещание всех СМИ. Такие шаги являются необходимыми для восстановления демократических условий для выборов и референдума». Таким образом, Вашингтон прямо и недвусмысленно призвал Саакашвили прекратить преследования оппозиции. Заметим, что речь идет не о «диктаторе» Лукашенко, а о молодом, либеральном и прогрессивном прозападном вожде «революции роз».
Западные наблюдатели уже обратили внимание на неожиданно жесткую реакцию евроатлантических структур на действия Саакашвили, чей режим Джордж Буш не так уж давно назвал «маяком демократии» на постсоветском пространстве. Так, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, комментируя действия грузинских властей, поставил под сомнение сближение этой страны с альянсом. Действия Саакашвили, по его словам, «не соответствуют евро-атлантическим ценностям». Это был удар ниже пояса: ведь основным козырем нынешнего грузинского режима, позволявшим ему вести откровенно антироссийскую политику, были тесные контакты с НАТО. До последнего времени Грузия рассматривалась в качестве одного из первоочередных кандидатов на вступление в альянс – даже предполагалось, что это решение будет принято на ближайшем саммите в Бухаресте.
Верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана от имени ЕС потребовал от Саакашвили «воздержаться от действий, которые могут обострить обстановку», и направил в Грузию своего спецпредставителя по Южному Кавказу Питера Семнеби. Комиссар ПАСЕ по вопросам прав человека Томас Хаммарберг осудил разгон демонстрации, как меру, не соответствующую демократическим нормам. «Демократия и правовое государство в Грузии должны пройти проверку на прочность», – пояснил позицию европейцев министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Похоже, что нынешнее отношение лидеров Запада к Саакашвили напоминает частушку, сложенную советским народом о другом «чудесном грузине»: «Лаврентий Палыч Берия не оправдал доверия». Переворот 2003 года, осуществленный прозападными сетевыми структурами и получивший название «розовой революции», имел единственную практическую цель: недостаточно эффективного Эдуарда Шеварднадзе должен был сменить стопроцентно лояльный лидер, который гарантировал бы не только полный перевод Грузии в сферу геополитического влияния атлантизма, но и обеспечил безопасность на ключевом участке стратегически важного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Результат четырехлетнего правления Саакашвили, по всей видимости, недостаточно устроил Запад. Не усмирены мятежные и пророссийские Абхазия и Южная Осетия, нестабильна ситуация внутри самой Грузии, и в довершение всего лидеры цветной революции перессорились между собой. Вспомним и о загадочной гибели ближайшего соратника Саакашвили премьера Зураба Жвания, и о переходе в жесткую оппозицию министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, и о недавней тюремной эпопее экс-главы Минобороны Ираклия Окруашвили.
К тому же радикальная русофобия нынешней грузинской власти превращает это небольшое государство в постоянный раздражитель для северного соседа – а это вряд ли вписывается в планы Запада по мягкому и субверсивному проникновению на постсоветское пространство. Заметим, что антироссийская риторика Саакашвили, усмотревшего в выступлении оппозиции очередные «происки Москвы» (к слову, этот штамп придуман не нынешним лидером – его активно использовал еще Звиад Гамсахурдиа, чей сын Константин – один из лидеров нынешней оппозиции) не была принята во внимание Западом.
Уже неоднократно отмечалсь, что партии, неправительственные организации и СМИ, участвующие в нынешней фазе сетевой войны «на грузинском фронте», имеют отнюдь не пророссийскую природу. Наиболее харизматичный лидер оппозиционеров – высланный за пределы Грузии Ираклий Окруашвили еще недавно имел репутацию главного «ястреба» в окружении Саакашвили (вспомним хотя бы пресловутый «винный скандал»), ровно такую же позицию занимал г-н Хаиндрава. «Парвус» нынешней революции – ближайший компаньон и сподвижник Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили и сейчас находится в федеральном розыске по обвинению в уголовных преступлениях.
Полицейская акция, окончательно подорвавшая либеральную репутацию Саакашвили, дает стратегам сетевой войны карт-бланш на замену «розового революционера» более адекватным лидером (или группой лидеров) – ровно теми же средствами, с помощью которых был приведен к власти сам Саакашвили. В данном случае, уместнее говорить о не о «руке Москвы», а о «руке Вашингтона и Брюсселя». Для Москвы Грузия – по-прежнему отрезанный ломоть. Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/177 |