ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1726
Путин жил. Путин жив! Путин будет жить? Или об особенностях поиска национальной идеи
Главная цель идеи Путина по созданию народного фронта заключается в пробуждении духовного поиска в народе и тем самым в побуждении его непосредственно влиять на свое будущее   18 июля 2011, 09:00
 
Оживление в России, связанное с созданием общероссийского народного фронта, дает надежду на национальное примирение в поиске выхода из духовного тупика

После прочтения статьи Александр Дугина «Тупик Путина» возникает странное состояние раздвоенности. И возникает вполне закономерный вопрос: а так ли прав автор в своих неожиданных выводах?

Что до странностей, их много в нашей жизни. Плодятся они подобно крысам, и никак не уйти от их назойливого присутствия. В чем причина такой их живучести? Скорее всего, в непонимании происходящего с нами. Не претендуя на роль именитого эксперта и аналитика, хотел бы обратить внимание на следующие обстоятельства.

На фоне этногенетического распада общественные процессы все более обостряются. Добавляется национальный русский фактор. Русские, словно пробудившись от долгой спячки, заявляют о своем национализме все громче.

1. Человечество развивается одновременно в двух вариантах: этногенетическом и историческом. В этногенезе важную роль играют био-физико-химические условия, в нашей исторической жизни - социально-экономические. Этногенез подчиняется общим законам природы, и основное его назначение - создание новых фенотипов и психотипов, способных приспособиться и выжить в меняющихся условиях среды проживания.

Социальная жизнь требует умения жить в обществе себе подобных, выстраивая более или менее нормальные отношения. То есть, создавать комфортные условия существования, желательно для всех. Экономический фактор является в данном случае определяющим, связывающим, стимулирующим.

Так из этногенетического и исторического складывается этно-социальное.

2. Мы стали свидетелями двух процессов - этногенетического и социально-экономического - сложения огромнейших по территории, количеству участников, экономической и политической мощи суперэтнических систем. Они находятся в разном возрасте, на разных этапах развития, но можно ясно рассмотреть их. В Северной Африке и Юго-Западной Азии усилиями арабов в VII-IX веках сформировался афро-азиатский феномен. Его называют арабским или исламским миром. Полуостров Индостан заняли индийцы. Материковую Юго-Восточную Азию - китайцы. От Карпат до Тихого океана в границах бывшего СССР обосновалась русско-евразийская этносистема. Центральная и Западная Европа занята европейцами. Это системы сформировавшиеся.

Но есть и такие, которые, что называется, на подходе: северо-американская, южно-американская, африканская к югу от пустыни Сахара, Индо-Китайская и австрало-островная. Системы в разной степени далекие от окончательной формы, но в равной степени претендующие на суперэтническое состояние.

Параллельно этому идет процесс глобализации - социально-экономический по своему внутреннему содержанию. Существует довольно много страхов по этому поводу, однако процесс оправдывается интеграционным направлением общих процессов в популяции людей.

Мы можем сколь угодно протестовать против глобализации, но вряд ли человеку под силу остановить наводнение. А суперэтнизация общечеловеческого пространства, помноженная на глобализацию, подобна всемирному потопу. Они захватили все территории, вовлекли практически всех людей на Земле в свои процессы. Единственный выход - это подготовить свои корабли-страны к новым условиям плавания.

3. Что происходит с русско-евразийским пространством в условиях надвигающегося вала всемирной суперэтнизации и глобализации? Я уже писал об этом ранее и повторюсь: русский этнос в его древнерусской генерации стареет. Мы можем не верить, пытаться опровергнуть, строить всевозможные догадки. Но этногенетические и исторические факты упрямы.

Русский этнос сложился из племен славянских, финно-угорских, алтайских (последних вначале было очень мало) во второй половине IX века. Его детские и юношеские годы прошли на территории проживания этих племен, когда в общерусский этногенез были вовлечены все основатели. Период возмужания, становления национального сознания, от монголо-татарского нашествия до окончания правления Ивана Грозного был бурным и ознаменовался вовлечением в совместный этногенез алтайских племен, известных под общим названием «татары». В это же время сложилось и русское государство - Московская Русь, Россия.

XVII-XX века были ярким подтверждением того, что русский этнос вошел в третий период своей жизни - зрелости, имперских амбиций. Вовлечение окружающих этносов в совместный этногенез, колонизация огромных территорий, освоение их с постоянной защитой. И, наконец, создание мощного государства - Российской империи - СССР. Высочайшее энергетическое напряжение, или то, что Лев Гумилев назвал красивым словом «пассионарность», позволило русским увлечь за собой многие народы. В тяжелейших климатических условиях осваивались степи, тайга, тундра, строились села и города, осваивались земли под пашни и космическое пространство. Русские вместе с другими народами отстояли свое право жить независимо в Великой Отечественной войне.

В конце XX века русский этнос, титульный и ведущий этнос русско-евразийской этнической системы суперэтнического порядка, стоящей в одном ряду с китайской и индийской, афро-азиатской и европейской этносистемами, входит в период старения. Первый и основной признак случившегося - распад общерусского этногенетического поля на три части: русские, украинцы и белорусы.

Одновременно из общего этногенеза вышли менее задействованные в нем этносы Прибалтики, Кавказа и Средней Азии. Этногенетическая катастрофа сопровождается социально-экономической - общее государство разделилось на полтора десятка самостоятельных государств. Не стало единого советского общества, разорваны экономические, культурные связи. Жившие в одной стране по принципу «мы-они» народы, медленно переходят к дилемме «свои-чужие». Дело доходит до вооруженных конфликтов.

4. В это непростое, очень сложное с этногенетической точки зрения время, появляются люди, которые пытаются повернуть ход событий если не вспять, то в конструктивное русло - Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Они не просто занимаются консолидацией общества в своих странах, но и всемерно реструктурируют русско-евразийской пространство. У них разное положение, казахи входят в период зрелости так называемых имперских амбиций, и консолидация казахского общества идет легче в общем направлении интеграции этногенетических процессов. Здесь все за.

Другая ситуация в России, где интегративные процессы поменяли направление на обратное и почти все против. Мало того, за последние 20 лет российское общество активно реструктурировалось. Вместо гегемона рабочего класса, колхозного крестьянства на подхвате и некой прокладки - советской интеллигенции, появляются новые слои. Появляется множество частных собственников, олигархия, бизнесмены малого и среднего порядка. Особо выделяется бюрократия, пенсионеры. Однопартийная система распадается на несколько крупных партий и движений. И так далее.

На фоне этногенетического распада общественные процессы все более обостряются. Добавляется национальный русский фактор. Русские, словно пробудившись от долгой спячки, заявляют о своем национализме все громче. Национализм с температурой 37,5 градуса необходим как фактор этнического самосохранения. Повышение градуса в критической ситуации для самозащиты нужно. Однако критическое повышение, когда этим жаром обдает рядом живущих, опасно. Организм этнический может не выдержать. И тогда произойдет окончательный распад и общего этногенетического поля, и государства.

Подобное не раз происходило в этнической истории. Ни один народ не смог избежать разрушительного процесса в периоде старения. А что русские?

Ситуация с русским народом / этносом уникальна. В течение последних четырехсот лет освоена одна шестая часть суши, в общий процесс этногенеза вовлечены более ста пятидесяти больших и малых этносов данного пространства. В результате смешения русские проросли в эти народы своими этногенетическими корнями. Если мы будем исходить из того, что на начало XX века нынешние русские, украинцы и белорусы считались не «близкородственными народами», но единым русским народом, то в сумме они составили более 70% от общего населения СССР в 1970 году (по результатам переписи).

Вопрос в другом: сможем ли мы превратить гениальную идею духовного возрождения нашего общенационального лидера в реальные дела? Не заболтаем?

При учете детей от смешанных русско-нерусских браков становится очевидной уникальность ситуации на русско-евразийском пространстве. Сложилась не просто «историческая общность советский народ», окончательно оформилось русско-евразийское этногенетическое поле. И в этом поле народы, питавшие русский народ, не потеряли своего национального статуса. Сохранились и развивались их языки, самобытная культура.

Однако параллельно с этими процессами шли и нарастали процессы дезинтеграции. Сдерживаемые жесткими рамками тоталитарного государства - СССР, они в одночасье вырвались на волю при его распаде в 1991 году. И к 2000 году дезинтеграция приняла форму прямой угрозы самой России в виде «берите суверенитета сколько сможете». Тогда продолжение распада государства Российская Федерация удалось приостановить. В этом велика и бесценна заслуга Владимира Путина и его команды. За десять лет удалось сделать многое: Кавказ вернулся к более или менее мирной жизни, заработала экономика, Россия вошла в число ведущих государств мира и занимает свою взвешенную позицию в международных делах.

Развал страны на удельные территории приостановили. Казалось бы, укрепляйте государство, развивайте экономику, плодитесь и размножайтесь. Природные кладовые полны, земли сельскохозяйственного назначения в избытке, запасы леса неистощимы при рациональном использовании. Но нет. Потеряны ориентиры движения. Отсутствует внятно высказанная национальная идея.

Обращаясь к феномену национальной идеи, понимаешь, как много хотят втиснуть в это понятие. От высокого духовного до унитаза каждому члену семьи. Но идея - это прежде всего духовный прицел на будущее, наиболее полно выраженная в христианстве - Богочеловечество. Русские, приняв крещение и став православными, более тысячи лет назад назад определились со своим выбором. Русские не просто народ, нация, этническая сущность ради очередного витка этногенеза. Но русские во имя всеединства во Христе. Именно так в духовном ключе формировался русский народ.

И вот наступает XX век. Век всеобщего безумия и самопожирания. Да-да, только так можно охарактеризовать наивысший пассионарный подъем. В недрах русской души возникла антидуховная по своей сути, так как отрицающая Бога, идея свободы, равенства и братства. Мне могут возразить, но атеисты забываются, они «прихватизировали» духовное, связанное с Богом. Ведь Дух - это часть Бога. Неотъемлемая. Они нагрузили идею всеобщего благоденствия материального духом социальным. Выхолостив тем самым высокое духовное предназначение и заменив его в итоге кодексом строителя коммунизма. И где теперь этот кодекс, и в каком тумане исчез мираж строителя?

Но русская душа всегда жаждала идеала Христа. Она стремилась к Нему, равнялась на Него в повседневной жизни. Годы атеизма не избавили ее от этой жажды. Русский народ возвращается к своим духовным истокам. Только изменилась этногенетическая ситуация - русские в периоде старения и дезинтеграции. Если раньше государство Россия строилось в основном русскими, для русских, под русское православное мировоззрение. И это оправдывалось периодом имперских амбиций и ведущей ролью русских. То сегодня изменились подходы в государственном строительстве на, если так можно выразится, приоритет долевого участия каждого этноса.

К тому же падает пассионарное напряжение русских древней генерации. Эпицентр русско-евразийского этногенеза смещается с русских равнин центральной России на восток, в междуречье Волги и Оби. Субэтносы этой территории образуют в будущем этническую систему, способную (или не способную) быть ведущей в русско-евразийском этногенезе. Здесь формируется некое равновесие русско-евразийского этногенетического равенства.

Мы должны понимать неизбежность уравновешивания русского и не-русского в русско-евразийском общем. И от нашего решения зависит дальнейшее развитие событий, сохранность России как единого государства. Целостность общего русско-евразийского поля при неизбежном усилении давления извне из других систем. Если мы зацикливаемся на жестком русском национализме, то теряем миллионы естественных наших друзей и союзников.

Когда же мы выбираем евразийство как направление дальнейшего движения, принимаем идею долевого участия в едином государстве, то становимся сильнее нашими народами-союзниками. Страшно потерять роль ведущего? Но русские останутся титульным этносом в силу своей многочисленности. По большому счету ведущая роль - не в числе и грубой силе. Возвратив ориентир богочеловечного в русскую национальную идею, мы тем самым обретаем духовный смысл конечного существования. Духовное стимулирует верные решения разума, организует психическое и физическое существование.

2012 год станет рубежной датой принятия решения дальнейшего нашего существования. Не потому, что это год выборов. Скорее это время выбора пути движения. И в этом плане путинская идея создания общероссийского народного фронта как нельзя кстати. Главная его цель - разбудить духовный поиск в народе. Заставить его через поиск принять активное участие в своем будущем. Было бы ошибкой думать, что Путин обанкротился в глазах народа. Скорее, в преддверии выборов его осмелели оппоненты. Большие и малые организации заявляют о своей поддержке идеи ОНФ. И чем их больше, тем громче голоса политических противников. О каком тупике Путина можно говорить, когда мы видим как «партию бюрократии» - Единую Россию и ее лидера Владимира Путина поддерживает народ! Это что, очередной российский парадокс?

Или партия власти в глазах народа имеет вес и надежду на будущее? Нам со всех сторон пытаются внушить непреодолимость пропасти между народом и властью. Почему же так легко народ преодолевает эту мифическую «пропасть» и готов активно участвовать в начинаниях власти? А может быть этой пропасти и не было вовсе? И страшилка кремлевской стены как неодолимой преграды между властью и народом тоже миф?

Оживление в России, связанное с созданием ОНФ, дает надежду на национальное примирение в поиске выхода из духовного тупика. Путин призвал однопартийцев стать властью народа в прямом смысле. И это стало тупиком для его оппонентов. Потому что идея народного фронта поддержана и левыми, и правыми, и абсолютным большинством не состоящих ни в каких партиях, русскими и не-русскими нашими согражданами. Вопрос в другом: сможем ли мы превратить гениальную идею духовного возрождения нашего общенационального лидера в реальные дела? Не заболтаем?


Владимир Трипольский  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1726