ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1691
Консерватизм: палка о двух концах
Консерватизму чужда идея органического саморазвития народной жизни - он уделяет огромное место созидающей роли государства и духовной роли религии в историческом становлении народов   13 июня 2011, 09:00
 
Суть консерватизма можно истолковывать с разных точек зрения, но лишь позиция, рассматривающая его как антагониста либерализма, является верной

Тема консерватизма на протяжении последних лет разрабатывается в отечественной историографии достаточно активно. Можно даже говорить о своего рода «консервативном буме» в современной отечественной науке. Тем не менее, приходится признать, что проблема определения сущности этого течения общественно-политической мысли продолжает оставаться открытой. Более того, при анализе различных работ о консерватизме складывается впечатление, что в понятие консерватизм каждый исследователь стремится вложить собственное понимание, увидеть в консерватизме то содержание, которое хочет увидеть, причем, как правило, строго в рамках материала, составляющего предмет его научного интереса. Это приводит к тому, что само понятие консерватизм становится аморфным и лишенным четкой содержательной основы.

Приверженцы ситуативного понимания консерватизма упускают из внимания тот факт, что консерватизм идейно формировался как реакция на либерализм, и по своим принципиальным положениям является антиподом либерализма.

Данная проблема требует своего разрешения. Консерватизм необходимо увязать с четко определенными теоретическими основами, вернуть ему идейную определенность. Сделать это можно в том случае, если мы систематизируем ключевые трактовки консерватизма и выделим два принципиально различных подхода к анализу консерватизма - ситуативный и содержательный.

В первом случае консерватизм понимается ситуативно, как стремление к сохранению существующего положения вещей, охранению, консервации определенных или всех сторон бытия в контексте данной общественно-политической реальности. Консервативным является все то, что выполняет охранительно-сдерживающую функцию в обществе по отношению к революционно-деструктивным изменениям.

Определяющим мотивом в данном понимании консерватизма является его функциональное (охранительное) значение в рамках определенной реальности, а не конкретное идейное содержание проповедуемых идей.

Сторонники ситуативного понимания консерватизма трактуют его как:

- тип идейно-политической стабилизации, носителями которого являются господствующие классы и слои общества, вытесняемые с исторической арены, и потому стремящиеся к сохранению или возвращению своих экономических, социальных и политических позиций;

- факторы изменения и сопротивления независимо от их конкретного содержания, приверженность ко всему существующему, ориентация на органичное, актуализированное присутствие прошлого в настоящем;

- охранительное отношение к цивилизации вообще, стремление осуществить связь времен, воплотить «здравый смысл», против всякой «ломки», попрания традиций, разрыва преемственности, как закономерную реакцию общественного организма на вызов исторической ситуации определенного типа;

- определенный тип поведения, стиль мышления, который активно сочетался с либерализмом и придерживался главного принципа - отказу от революционных изменений;

- отражение интересов тех, кто наиболее подвержен напору новых социально-зкономических процессов. Консерватизм прагматичен, исходит не из постулатов, а из практики, поэтому он может использовать и либеральную фразеологию, но, в отличие от либерализма, это не мировоззрение и не идеология;

- усилия определенных властных группировок сохранить свое господство;

- тип темперамента человека, вызываемый шоком, страхом человека перед любыми изменениями, способными нарушить привычный ход жизни и сложившиеся социальные отношения;

- ответ на определенные (в основном революционные) ситуации. Консерватизму логично противостоят революционаризм, радикализм, весь набор прогрессистских установок;

- естественное стремление закрепить, законсервировать то новое, что вносится в сложившийся образ жизни и мыслей. Консерватизм существует внутри каждого из течений идеологии и политики (внутри либерализма, социал-демократизма, коммунизма и т. д.);

- либеральный консерватизм, сущность которого сводится к обнаружению духовных основ, на которых может прочно держаться общественный строй, к охране порядка в сочетании с правами и свободами граждан и при сохранении наиболее ценного духовного и материального наследия человечества.

Во втором случае сущность консерватизма определяется содержательно - как вневременная, универсальная для каждой государственной общности система ценностей. Консервативным является все то, что, допуская исторические изменения в общественно-государственной жизни, стремится к сохранению или отстаиванию определенных идейных установок, норм и принципов организации жизни общества, которые опытным путем выявлены как наилучшие, наиболее соответствующие данному народу, государству, нации, адекватно выражающие национальный дух той или иной социальной общности. Определяющим принципом данной трактовки консерватизма является реализация своих идейных принципов в любой общественно-политической системе.

Сторонники содержательного (идейного) понимания консерватизма определяют его содержание как:

- антилиберализм, вечное возвращение того, что существует постоянно;

- синоним иррационализма, сформировавшийся в противовес либерально-просветительской мысли, сохранивший верность старым институтам и стилям жизни и предусматривавший неверие в возможности человеческого разума;

- монархо-клерикальная аристократическая реакция на философию Просвещения и Великую французскую революцию, имеющая четкую идеологическую завершенность, связанную с королевской властью, сословным порядком и привилегиями;

- определенный исторический тип мировоззрения, стиль мышления, направленный против буржуазного либерализма, рационализма, индивидуализма и просветительской философии, выступивший реакцией на французскую революцию и английскую промышленную революцию;

- приверженность интегративному сознанию, ориентация на всеобщий интерес и всеобщую волю, воплощенную в государстве;

- свойство человеческой натуры, склад ума, определенный стиль мышления, отстаивающий «вечные консервативные идеи и ценности»;

- инстинкт, который противостоит инстинкту либерализма, содержательной стороной которого является признание наличия зла в человеке из-за его первородного греха и невозможность упорядочить жизнь людей без внешней принудительной силы, воплощенной в церкви, короле и традициях;

- философия несовершенства, видящая главную причину хаоса в первородном грехе человека и не признающая возможность фамильярной расправы с миром;

- охранение традиционных начал, прагматизм, использующий теологическое и натуралистическое обоснование своих концепций и идейно оформившийся как реакция на Великую французскую революцию;

- оппозиция государству, признающая бесполезность его вторжения в сферы общественной и частной жизни. Консерватизм защищает суверенитет личности и естественный порядок сообществ (общин, коммун, граждан) от разрушающего воздействия государства.

Авторы «Британской энциклопедии» выделяют следующие постулаты консерватизма : согласие с естественным законом, в соответствии с которым должны сообразовываться общественная жизнь и законодательство; принцип хранения наследства, предполагающий предрасположенность к сохранению со способностью к постепенным реформам; порядок, справедливость и свобода как плоды длительного органического развития; принцип «права давности» и «мудрости предков» с их преимуществом над индивидуальными решениями; принцип благоразумия в соответствии с которым любые меры должны расцениваться не по немедленным результатам, а по отдаленной их перспективе; принцип разнообразия, предусматривающий неравенство и существование разных классов и групп; признание единственным подлинным равенством равенство перед Богом; принцип несовершенства человека, из чего следует, что совершенный социальный порядок невозможен.

Существует и «промежуточная» позиция между двумя основными подходами к анализу консерватизма. Ряд исследователей, признавая наличие определенных постулатов и идейных основ консерватизма, считают, что в конкретной исторической ситуации идеология консерватизма наполняется различным социально-политическим содержанием. Консерватизм для них есть:

- философская и социальная теория, воспроизводящаяся в изменяющихся социальных условиях и явившаяся реакцией на процесс модернизации. При этом теоретические основы консерватизма наполнялись «различным социально-политическим содержанием у славянофилов, либералов, религиозных философов начала XX века;

- благоразумие в тех условиях, когда существующие институты себя оправдали, а изменения не угрожают катастрофами. Консерватизм помогает осознать элементарные условия общественной стабильности, постоянства человеческой природы вообще и имеет в своей основе стройную систему определенных постулатов. Вместе с тем консерватизм образует «свод над всеми групповыми и классовыми идеологиями», его содержание можно определить лишь в конкретной исторической ситуации;

- система идей для оправдания любого социального порядка, однако, наряду со страстной приверженностью ценности существующего, психология консерватора и его убеждения свидетельствуют об определенном типе мировоззрения, в основе которого лежит соответствующая система ценностей;

- не просто сумма универсальных мировоззренческих ценностей и представлений, но и механизм урегулирования политических, социальных, культурных проблем в условиях общественных кризисов, когда подрываются основы фундаментальных институтов общества. Конкретное содержание его идеологических теорий, политических и социальных программ приводится в соответствие с требованиями эпохи.

Ситуационное понимание консерватизма противопоставляет консерватизм, с одной стороны, идее революции, с другой стороны, видит в консерватизме симбиоз либеральных и консервативных идей.

Рассмотрение консерватизма как охранения чего бы то ни было в существующих условиях делает его понимание аморфным, лишенным сущностных черт и принципов, не позволяет определить существо этого идейного течения. Следствием подобной размытости являются утверждения ряда авторов о том, что для «здорового консерватизма» необходима соответствующая «здоровая общественно-политическая среда», что консерватизм есть «элементарная предохранительная электрическая пробка».

К тому же противопоставление консерватизма и революции является некорректным уже потому, что исключает возможность возникновения ситуации, когда консерватор перестает видеть в существующей реальности предметы, достойные охранения. Наиболее ярким примером может служить позиция сторонников «консервативной революции» в Германии в 20-е годы XX века (Артур Мюллер ван ден Брук, Эрнст Никиш, Эдуард Штадлер, Эрнст Юнгер, Карл Шмитт и др.).

Феномен «консервативной революции» не получил должного объяснения у сторонников ситуативного понимания консерватизма. Они либо не акцентируют свое внимание на этом, рассматривая «консервативных революционеров» как необъяснимый парадокс, когда консерватизм, противореча собственным корням, принимает навязанные либерализмом правила, либо вовсе отказывают этому течению в консерватизме, считая, что само понятие «консервативная революция», по сути, абсурдно: в момент, когда консерватизм становится революционным, он, строго говоря, перестает быть консерватизмом.

Кроме того, отрицание за консерватизмом определенной идейной основы приводит к парадоксальным утверждениям, так, Мэри Маколи полностью отказывая консерватизму в наличии у него «интеллектуального ядра», приходит к мысли, что «вчерашние реформаторы и радикалы могут стать консерваторами», а «радикализм большевизма превратился в консерватизм брежневизма». Поэтому неудивительно и то, что исследовательница относит к консерваторам таких разных мыслителей и политических деятелей как Берк, Карамзин, Леонтьев, Брежнев.

Сторонники ситуативного подхода сходятся в признании консерватизма как охранительного начала против деструктивных изменений, как стремление приспособить государство к процессам социальных и экономических изменений и избежать революционной ломки общественно-политического строя. Поэтому приверженцы данного подхода склонны отождествлять консерватизм с отдельными либеральными принципами, называя более радикальную позицию последовательных представителей консерватизма реакционной.

Приверженцы ситуативного понимания консерватизма упускают из внимания тот факт, что консерватизм идейно формировался как реакция на либерализм, и по своим принципиальным положениям является антиподом либерализма. Хотя в процессе идейной эволюции действительно происходило взаимовлияние и обмен либеральных и консервативных идей, но и в этом случае следует говорить либо о консервативном либерализме, либо о либеральном консерватизме, но не о консерватизме как таковом. Ситуационный подход полностью нивелирует специфику консерватизма, растворяя его в непонятном и аморфном либерально-консервативном идейном симбиозе.

Приверженцы ситуативного понимания консерватизма упускают из внимания тот факт, что консерватизм идейно формировался как реакция на либерализм, и по своим принципиальным положениям является антиподом либерализма.

Сторонники идейного понимания консерватизма делают упор на выявлении сущностных, отличительных характеристик этого идейного течения, что позволяет увязать консерватизм с определенным набором постулатов и мировоззренческих принципов. Поэтому содержательный подход к пониманию консерватизма, по нашему мнению, более точно отображает суть этого общественно-политического течения. Однако, некоторые исследователи ошибочно распространяют принципы англо-американского консерватизма с его индивидуалистически-свободолюбивой подосновой на весь европейский континент, видя в этих чертах суть консерватизма как такового. Этими же антиконсервативными принципами грешат и все виды неоконсерватизма.

Исследовательница русской консервативной мысли Г. А. Данишевская, на наш взгляд, достаточно точно определила существенные особенности консерватизма в России. Она считает, что его специфика «сложилась под влиянием восточно-христианской культуры, делающей упор на внутреннее молитвенное содержание, аскетизм, смирение». В консерватизме «превалировала логика вовлеченности в "общую судьбу", осознание политической, социальной, духовной общности людей на базе подчинения каждого индивида общей целостности: империи, государству, мифологизированным "классовым интересам" и пр.» Черты русского консерватизма, по мнению автора, следующие: «Традиция как коллективный опыт стоит над личностью, единство - над свободой, подчинение - над индивидуальным самовыражением». Кроме того, исследовательница обоснованно указывает на главенствующую роль государства в истории России, считая, что «своеобразный российский этатизм» характеризуется «наличием влиятельного государственного аппарата и бюрократии, патернализмом государственных структур, имперской идеологией, тесной взаимосвязью военной, гражданской, экономической элиты».

К одним из апологетов идеи замены понятия «консерватизм» на «традиционализм» принадлежит М. М. Федорова, считающая, что «общественно-политический проект консерватизма в целом следовало бы назвать традиционализмом». Несмотря на заявленную установку, исследовательница, тем не менее, продолжает апеллировать к понятию консерватизм, выделяя в нем «смыслообразующий элемент» - «традицию», которая понимается Федоровой достаточно неопределенно, как «сохранение и развитие всего ценного, что было накоплено тем или иным народом за всю его историю, и реконструкция политических институтов в соответствии с этими культурно-историческими ценностями, отличающими один народ от другого». В данном понимании традиции практически полностью отсутствует содержательная составляющая, за исключением подлинно консервативной фразы о необходимости каждому народу следовать собственным традициям.

Стремление же произвести терминологическую замену «консерватизм» - «традиционализм» вполне объяснимо и носит желание разграничить подлинный (в нашем понимании содержательный) консерватизм от иных самоназванных «консерватизмов», имеющих в своем основании, по сути, либеральные постулаты. Однако данная позиция имеет слишком слабые аргументы, а настоятельная необходимость в подобной замене полностью отсутствует. По нашему убеждению, не следует оставлять на откуп либералам понятие консерватизм и отступать в терминологически неудобное поле «традиционализма», тем более, что само понятие «традиционализм» уже давно и прочно ассоциируется с рядом религиозно-мистических концепций (Рене Генон, Юлиус Эвола и др.).

Более правильной и понятийно выверенной нам представляется предлагаемое разграничение трактовок консерватизма на ситуационный и содержательный подходы, что позволит очистить подлинный, содержательно понимаемый консерватизм от шелухи инородных идейных наслоений. Основу истинного консерватизма, по нашему мнению, должно составлять религиозное мировоззрение. Основные постулаты этого идейного течения невозможно определить без соотнесения его с другими течениями общественной мысли. И прежде всего, консерватизм необходимо сравнить с его идейным антиподом - либерализмом.

Консерватизм, рассматриваемый как течение общественно-политической мысли, появился как реакция на установки либерализма, и на основе этого противопоставления создал собственную, системно завершенную идейную концепцию. Различия между консерватизмом и либерализмом на теоретическом уровне просматриваются во всех сферах мировоззрения. Эти два идейных течения исходят из принципиально различных положений, касающихся места и роли человека в мире, представления о целях и путях развития человечества, особенностей общей картины мироздания в сознании человека. Следует выделить следующие антилиберальные постулаты, составляющие идейную основу консерватизма.

Консерватизм опирается на ценности бытия, ориентируется на достижения прошлого, стремится сохранить основы религиозной, политической, социальной, культурной жизни человека от посягательств не знающего границ человеческого сознания. При этом консервативный подход к миру предполагает сохранение не столько материальной стороны бытия, сколько стремится к передаче из поколения в поколение определенного взгляда на мир. Именно сохранение и передача мировоззрения выступает, в конечном итоге, главным фактором неизменности мироздания.

Консерватизм исходит из идеи Бога, ставит в центр мироздания Божество. Человек объявляется не только зависимым от божественной власти, но и исполняющим в мире определенный замысел Божий. Следовать божественному замыслу необходимо путем подчинения религиозным началам и через осознание зависимости человека от «посланника Бога» - государя, скрепляющего людей в рамках единой социальной организации и актуализирующий в людях их потребность в религии (Жозеф де Местр, Сен-Мартен, Константин Леонтьев).

Мир для консерваторов есть упорядоченное иерархическое целое, в котором все, включая человека, имеет место, предписанное творцом вселенной. Произвольные человеческие изменения мира могут нарушить изначальное единство творения. Мироздание в этом случае перестанет следовать в своем развитии законам Божественного промысла. Консерватизм, имея религиозную основу мировосприятия, объявляет реальный мир греховным и несовершенным, а смысл существования человека состоит в единении с Богом, которое обретается в мире потустороннем, в Царстве Божием.

По убеждению консерваторов, человек греховен и порочен. Грех его состоит в том, что он (как и первый человек Адам) постоянно стремится противопоставить свою волю воле Бога, имеющего в отношении каждого человека свой, скрытый для разума замысел. Человек, следующий собственным стремлениям, отходит от Бога, искажает в себе образ Божий и не в праве рассчитывать на загробное спасение. Так, по мысли Пьера-Симона Балланша, восстановление союза между Богом и человеком возможно через передачу в обществе божественного откровения путем следования религиозной традиции.

Исходя из несовершенства человеческой природы, консерватизм отрицает принцип равенства, утверждая закон иерархии, согласно которому в обществе существует соподчиненность людей, групп, сословий, каст. Одни люди призваны повелевать, в силу их приближения к более высокому состоянию, другие - подчиняться. Отсюда и общество носит строго дифференцированный характер, каждое из сословий которого несет выполнение определенных обязательств перед государством. Консервативное мировоззрение всегда ориентировано на аристократию, элиту, на высшие сословия общества, которые призваны влиять на низшие слои, руководить ими. Консерватизм при этом не верит в народ, в творческие силы непросвещенной человеческой массы.

В координатах консервативного сознания присутствует доминанта веры в силу принуждения и одухотворенного насилия государства, которое служит механизмом воплощения и отстаивания в мире высших религиозных принципов. Консерватизму чужда идея органического саморазвития народной жизни - он уделяет огромное место созидающей роли государства и духовной роли религии в историческом становлении народов.

Для консерватизма характерен приоритет социального целого (государства, сельской общины, рабочей артели) над частью (индивидом). Приоритет сферы общественного над сферой частного, превалирование целого над частью является одним из фундаментальных тезисов консерватизма, нашедшем отражение, в частности, в идее доминанты общества над индивидом, в противопоставлении интересов государственного целого и частных интересов индивида, в концепции «универсализма», в идее превалирования начал общинности над частной волей человека. Консерватизм ведущую роль отводит сохранению самобытности народа, развитию его отличительных, индивидуальных черт в религии, политике, культуре, быту.

К сожалению, в истории консервативной мысли делались лишь единичные попытки обоснования консервативного мировосприятия путем активного творческого совмещения с рядом идей из арсенала спиритуализма, идеализма и религиозно ориентированного персонализма, т. е. тех философских течений, которые отстаивают идею божественного происхождения человека и несводимость человеческого сознания к природе.

Фундаментальной историософской установкой консервативного сознания является вера в то, что процесс исторического развития ведет человечество к духовной деградации и, в конечном счете, к гибели. Спасение человечества состоит не в воплощении на земле абстрактных принципов разума, но в возвращении к своим истокам, традициям жизни предков и религиозному мировоззрению. Поэтому консерватизму, особенно русскому, должен быть присущ психологический и социальный пессимизм как минимальная степень утопизма и идеализации в осмыслении результатов возможных изменений общественного строя и надежд на улучшение жизни.

Консерватизм говорит о неискоренимости в посюстороннем, земном мире неравенства, зла, социальной дисгармонии, несправедливости. Развитие человечества в представлении консерватизма идет не к царству равенства, свободы и справедливости, но к еще большему увеличению социальной дифференциации и неравенства. Обретение же истинного равенства, настоящей справедливости и подлинной свободы возможно только в потустороннем мире - в Царстве Божием. В этом смысле консерватизм активно заимствует отдельные положения разных видов пессимизма - психологического, метафизического, социально-религиозного.

Таким образом, перечисленные постулаты консерватизма составляют идейную основу этого течения философской, общественно-политической и экономической мысли. Ситуативное рассмотрение консерватизма как охранения чего бы то ни было делает его понимание аморфным, лишенным сущностных черт и критериев, что не позволяет определить существо этого течения.

Третья, т. н. «промежуточная» позиция, при всей своей видимой претензии на адекватность и универсальность, тем не менее не дает ответа на вопрос: как же нужно рассматривать консерватизм: с точки зрения его идейного содержания, которое должно соответствовать вполне определенной системе ценностей, или главным должна быть ситуационно-охранительная функция этого идейного течения.

Содержательный (идейный) подход к пониманию консерватизма представляется более правильным, ибо он делает упор на выявлении сущностных, антилиберальных характеристик консерватизма. Это позволяет увязать консерватизм с определенным набором постулатов и мировоззренческих ценностей, а значит и методологически более точно определить сущность этого идейного течения.


Михаил Чернавский  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1691