ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1648
Адвокат летчика Ярошенко: При захвате его однозначно пытали
«Константин – достаточно грамотный и умный человек. Если бы он заподозрил, что там незаконная торговля оружием и наркотиками, он бы просто не стал этим заниматься»   1 мая 2011, 09:00
 
В деле российского летчика Константина Ярошенко американской стороной были допущены вопиющие нарушения, при этом Россия заступается за своего гражданина не очень активно

Россиянин Константин Ярошенко признан виновным в участии в сговоре для контрабанды наркотиков. Именно такое решение 28 апреля 2011 года принял американский суд присяжных. Из 12 человек ни один не сомневается в виновности российского летчика, который, в свою очередь, свою вину признавать отказывается. Приговор пока не вынесен, однако, согласно сообщениям СМИ, Ярошенко грозит от 10 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Напомним, что он был задержан 2 июня 2010 года прокуратурой Южного округа Нью-Йорка в Либерии и доставлен в США. Против него было выдвинуто обвинение в сговоре с целью переброски крупной партии кокаина в Латинскую Америку, часть которой предназначалась для поставки в Соединенные Штаты.

«Да, безусловно, угрозы были. Как раз, когда в Либерии его задержали, когда он двое суток там находился, ему и угрожали, и оскорбляли всячески, сняли с него предметы религиозной атрибутики - крестик нательный».

Вместе с тем, вскоре после задержания стала появляться информация о том, что американские спецслужбы допустили огромное количество нарушений международного законодательства. Супруга обвиняемого заявила, что ее муж подписал ряд въездных документов при пересечении американской границы под физическим принуждением.

Позицию США в этом деле еще в конце августа 2010 года раскритиковал премьер-министр РФ Владимир Путин. «Вот сейчас взяли нашего гражданина якобы за наркотики, увезли в Соединенные Штаты, его адвокат американский, выступая в суде, очень точно сформулировал проблему: российский гражданин в африканской стране обвиняется в контрабанде или там в незаконном обороте наркотиков. При чем тут интересы США? Никто не может даже ясно сформулировать! Они взяли гражданина чужого государства, тайно вывезли к себе. Ну куда это годится-то?!», - сказал он в интервью газете «Коммерсантъ».

Пока шло расследование, адвокат Ярошенко Вадим Шотин направил жалобу постоянному представителю России в ООН по поводу всех этих провокаций и незаконного задержания. Российский МИД тем временем реагировал на происходящее достаточно вяло, как и другие официальные российские инстанции.

19 июля 2010 года посольство России в Вашингтоне направило ноту в государственный департамент США, указав на недопустимость того, что дипломатические службы не были вовремя информированы о задержании российского пилота. Российские дипломаты утверждают, что еще никогда столь серьезно не была нарушена Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года (Vienna Convention on Consular Relations) - впервые американские спецслужбы захватили российского гражданина на территории третьей страны, чтобы тайно вывезти в США.

«Мы отправили извещение не в то посольство. Обычно процедура извещения занимает не больше трех суток, но мы свою ошибку обнаружили позже. Если уж быть до конца честными, мы нажали не ту кнопку на факсе. Мы извиняемся перед Россией», - так 22 июля прокомментировал ситуацию официальный представитель Госдепартамента США Филипп Кроули. МИД РФ, видимо, решил, что на этом инцидент можно считать исчерпанным.

Участвовали в процессе также американские адвокаты российского летчика - Ли Гинзбург и Анна Браун. По словам Шотина, это «очень сильные, грамотные адвокаты. Сами понимаете, что они в своей стране фактически борются со своим правительством. Естественно, на них давят, их прижимают. Судя по реакции, суд тоже независимостью не слишком наделен. Ходатайства у американских адвокатов обоснованные, законные, а они отклоняются».

О некоторых малоизвестных фактах адвокат Константина Ярошенко рассказал в беседе с корреспондентом портала «Евразия».

- По поводу чего подавались ходатайства?

По поводу пыток, и по поводу нарушений рассмотрения. Там было очень много ходатайств.

- Вы говорите пытки. А что, к нему что-то применяли в американской тюрьме?

Да, в американской тюрьме. Константин жаловался, но не особо - естественно, ему не дают все это раскрыть. При захвате его однозначно пытали. Дело в том, что когда он обратился с исковым заявлением в суд правительства по поводу применения к нему пыток, незаконного захвата, прокуратура Нью-Йорка отреагировала следующим образом: она писала, что ничего не применялось, и предоставила показания двух агентов, которые участвовали в задержании его. Один из агентов прислал фотографии, якобы подтверждающие, что к Константину не применялись никакие пытки и побои. Мы их увеличили, и при увеличении в нормальном качестве достаточно отчетливо видны заретушированные синяки у него под глазами - белизна с желтизной. В правом глазу в уголке кровоподтек видели. Когда его по трапу самолета спускали в Нью-Йорке, он рукой прикрывал левый глаз. На пальце четко видны синие кровоподтеки. На шее не так отчетливо, но тоже видно. Это все подтверждает его показания, что его там душили в том числе.

- Второй что говорит?

А второй агент указал, что посещал офис, где содержался Константин, и однократно видел его, сидящего на табуретке. Агент описывает оборудование офиса как обычное: там имеется стол, стул, есть окно. Константин находился все время, фактически два дня, в ножных кандалах. И агент видел, как тот спал на табуретке. Он там в течение двух дней и спал, и ел, а один раз агент даже видел, как Константин ел сэндвич. Но, извините, за два дня он один раз видел, что его покормили, а во всем остальном он ссылается на агентов либерийских спецслужб, что они за ним наблюдали, и говорили, что они его кормили. Это явное передергивание. Более того, международный суд по правам человека рассматривал в свое время дело гражданки Белоруссии против России.

- А что там произошло?

Ее задержали в «Домодедово» и продержали сутки или более в помещении аэропорта. Европейский суд признал это пыткой в соответствии с международными нормами и договоренностями. Почему же более серьезные вещи американскими судами отметаются?

- В СМИ прошла информация, что Константину угрожали изнасилованием…

Да, безусловно, угрозы были. Как раз, когда в Либерии его задержали, когда он двое суток там находился, ему и угрожали, и оскорбляли всячески, сняли с него предметы религиозной атрибутики - крестик нательный. Ему там не разрешают проводить религиозные обряды - ни молиться, ничего такого нельзя ему. А это уже, извините, дискриминация по всем признакам.

«Вполне возможно, что тот же Бут на таких же основаниях был захвачен и точно с таким же успехом его дело может быть сфальсифицированным».

- То есть в американской тюрьме ему это не разрешают, да?

Ну естественно, у него ничего этого нет. Очень негативное отношение. В разговоре с супругой он говорит, мол, меня упрекают в том, что я пользуюсь бесплатной электроэнергией, водой, постельными принадлежностями, что мне, мол, бесплатно робу выдали. Он ответил, что, во-первых, я сюда не напрашивался, не добровольно сюда приехал. Он вынужден был вернуть тюремную обувь, сейчас он ходит в своей одежде, а по тюремным правилам ему запрещено покидать без тюремной робы камеру, то есть он сейчас фактически сидит как в карцере. Он вынужден был отказаться от тюремной еды, он приобретает еду за свой счет. Там раз в неделю приезжает фургончик-магазинчик, и он вынужден все так делать. Он сидел без света – отказался. Ну, по понятным причинам без воды невозможно, плюс ко всему - постельные принадлежности. Все-таки человек какие-то минимальные удобства должен иметь. Самым некрасивым в этой истории выглядит то, что у нас 16 декабря была прямая линия с премьер-министром, и он очень хотел дозвониться до Владимира Владимировича по прямой линии. Пока он составлял свое короткое обращение, выключили все телефоны. И не работали они до конца этой прямой линии.

- То есть все городские телефоны в тюрьме или это он с мобильника…

В тюрьме. Нет, откуда там мобильный? Там есть тюремные телефоны, но именно в том корпусе, где он находился, они не работали. К тому же в тот же день устроили в камере обыск. Это - нечто из ряда вот выходящее, он говорит, что обычно обыскивают утром. А это прямо среди дня, около 16 часов. Все перевернули в камере, что искали – не знаю.

- Еще была провокация во время его задержания вроде бы. Вы не могли бы рассказать?

Провокация? Там понимаете, какая ситуация складывается: эта группа торговцев или не торговцев… Я не знаю, вполне может быть, что они и торговцы, но Константин к ним отношения однозначно не имеет. Он приехал в Африку работать, а не кокаином заниматься и всем прочим. Язык он знает, мягко говоря, не очень хорошо - он требует переводчика, не может в должной степени понимать язык. И, безусловно, я уверен, что если речь какая-то и шла о наркотиках, то он просто этого понять не мог. Речь шла о грузах, именно о том, ради чего он приехал – перевозить грузы.

Сами понимаете, занимаются грузоперевозками на Африканском континенте очень много бывших советских летчиков, со всего бывшего СССР. И украинцы, и… да кого там только нет! Это их работа, это их хлеб. А Константин – достаточно грамотный и умный человек. Если бы он заподозрил, что там незаконная торговля оружием и наркотиками, он бы просто не стал этим заниматься. Я его хорошо знаю – человек крайне негативно ко всем этим вещам относится. У него ребенок маленький растет. Семьянин он приличный, сами понимаете, и не пошел бы на такие авантюры.

А провокация там состояла вот чем. Для того, чтобы наркоторговцев повязать и вывезти в США, по закону США они должны были высказать хотя бы намерения на ввоз наркотиков на территорию США. Пока этого не произошло, у них не возникает оснований для их захвата, «умыкания» - у них такой термин есть. То есть - похищения. А, получив согласие от Константина на перевозку грузов, они утверждают, что якобы он знал, что наркоторговец планирует своим грузом ввозить кокаин в США.

Но ни словом не говорится, что Константин согласился помогать. Ни слова не говорится в обвинительном акте о том, что он готов был это все делать. А это является самой настоящей провокацией. По всем международным нормам, по международным решениям различных судов, даже по нашему законодательству, если провоцированы какие-то преступные действия сотрудником милиции или ФБР или еще кем-то – это является провокацией. Следовательно, уголовному наказанию это лицо не подлежит. Вот в чем дело.

Наш МИД, допустим, обошел этот вопрос. Он обратил внимание на его незаконный захват, похищение, неуведомление, но именно на провокацию просто не обратили внимания, не заметили. Если они обратят на это внимание – это дополнительный повод нашему МИДу, чтобы заявить протест по этому поводу, и дополнительный повод для американских адвокатов этот вопрос поднимать в дальнейшем, более детально его рассматривать.

- Связано ли каким-то образом дело Ярошенко с делом Виктора Бута?

Насчет этой связи я не знаю. Это - всего лишь предположение. Вполне возможно, что эти дела идентичны, вполне возможно, что тот же Бут на таких же основаниях был захвачен и точно с таким же успехом его дело может быть сфальсифицированным. По своему содержанию, по доказательности, мы же этого не можем знать. Я с этим делом совершенно не знаком. Константин Бута не знал. Вполне возможно, что с него эти показания пытаются выбить в обмен на депортацию или еще что-то такое. Но он говорит – я его не знаю абсолютно. Да, он тоже в Африке летал, чем он там занимался, авиаперевозками или еще чем-то - неизвестно. Это предположение всего лишь. Но вполне возможно.

* * *

29 апреля 2011 года стало известно о том, что российский МИД наконец-то проявил активность в ситуации с осуждением российского летчика. «Мы неоднократно и на различных уровнях делали представления американской стороне о неприемлемом и неправомерном характере ареста российского гражданина агентами DEA (Управление по борьбе с наркотиками) в третьей стране – Либерии, которые затем переправили его, а по сути – насильственно вывезли, на американскую территорию. При этом посольство России в США не было должным образом и своевременно об этом уведомлено. Считаем также недопустимым оказывавшееся на Ярошенко после ареста психологическое и физическое воздействие», - заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

Обращает на себя внимание и тот факт, что накануне, 28 апреля, то есть именно в тот день, когда присяжные признали Ярошенко виновным, в российском внешнеполитическом ведомстве решили ввести должность уполномоченного по вопросам прав человека, демократии и верховенства права. «В его функции входит, в частности, подготовка ежегодных обзорных аналитических докладов о ситуации в иностранных государствах в сфере прав человека, демократии и верховенства права, сбор информации о фактах и случаях нарушения иностранными государствами их международно-правовых обязательств в сфере прав человека», - рассказал заместитель официального представителя МИД России Алексей Сазонов.

«Приказом главы МИД на эту должность назначен посол по особым поручениям Константин Долгов», - уточнил он. По словам Сазонова, задачей уполномоченного по правам человека станет публичное реагирование, в том числе с использованием информационных ресурсов дипведомства, на факты и случаи таких нарушений, включая нарушения прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц.

Что же касается возможной связи данного нововведения с решением по делу Ярошенко, то об этом пока ничего не известно.


Материал подготовила Наталья Макеева  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1648