ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1599
Неоконсерваторы: почти заговор
Лео Штраус учит, что «Вечный обман граждан, власть имущих имеет решающее значение, потому что они нуждаются в руководстве, и им нужны сильные правители, чтобы указать, что для них хорошо»   13 марта 2011, 09:00
 
Идеология неоконсерватизма стала в США доминирующей исключительно благодаря деятельности закрытого круга интеллектуалов

Неоконсервативный «think tank» представляет собой малоизученную и специфическую группу влияния в американской политической элите. Вектор направленности воззрений ее участников менялся в течение второй половины XX века на диаметрально противоположный, что не меняло сути идеологии. Благодаря этому существует множество споров и оценок, базирующихся на фактических действиях неоконов. Актуальность этой темы обусловлена значительным влиянием неоконсервативного движения на американскую политику, а, следовательно, и на мировую политику в целом.

В основе философской позиции Штрауса лежит фундаментальное разделение общества на элиту и массы, из которого он выводит принцип «эзотеризма элит», то есть необходимости сокрытия подлинного знания от широкой публики.

Группа американских левых интеллектуалов, сформировавшая политическое течение, которое позднее стали называть «неоконсерватизмом», возникла в 1940-е годы в Нью-Йорке. Идейными основателями неоконсерватизма явились молодой троцкист Ирвинг Кристол и еще более юный на тот момент журналист левых взглядов Норман Подгорец. Они оба принадлежали к семьям еврейских переселенцев из Восточной Европы и имели хорошее образование.

Одним из наиболее заметных представителей данного кружка того периода был троцкистский лидер Макс Шахтман. Основные дискуссии с самим основоположником троцкизма у Нью-Йоркских интеллектуалов были на тему того, как настоящий коммунист должен относиться к СССР: согласно Троцкому, СССР - это «испорченное, но рабочее государство», и долг рабочих - несмотря ни на что, всеми силами его защищать. Альтернативная точка зрения состояла в том, что Советский Союз полностью переродился, и это просто «агрессивная империя с имперской идеологией», никаких обязательств и сантиментов по отношению к которой не должно быть у рабочих.

Некоторые авторы, особенно консервативные, считают, что критика неоконсерватизма часто является эвфемизмом для критики консервативных евреев и этот термин был принят левыми, чтобы заклеймить поддержку Израиля.

Взгляды Лео Штрауса стали не столько идейной, сколько методологической основой для неоконсерваторов. Штраус, основываясь на учении Сократа, Платона, Аристотеля, критике воззрений Макиавелли, Хайдеггера, развивая идеи своих современников Белла, Глезера, Хоува, создал методологический базис неоконсерватизма. Труды Штрауса переиздавались многократно, вплоть до конца 2000-х годов, что свидетельствует об их актуальности.

В основе философской позиции Штрауса лежит фундаментальное разделение общества на элиту и массы, из которого он выводит принцип «эзотеризма элит», то есть необходимости сокрытия подлинного знания от широкой публики, ограничение доступа к философским истинам. В практической плоскости этот тезис развивается в стратегию «бескровного захвата власти», смысл которой состоит в создании на базе университетских кафедр своеобразных закрытых клубов, участники которых (то есть будущие выпускники) помогают друг другу в карьерном росте, а наиболее приближенные помимо образовательной программы получают в устной форме знания о реальных взглядах и целях данного клуба (в полном соответствии с описанным выше принципом эзотеризма элит).

Кроме того, именно Штраусу современная философия обязана термином «благая ложь» («noble lies»), обосновывающим необходимость манипуляции массовым сознанием. В целом, философия Штрауса, несомненно, является последовательным развитием макиавеллизма.

Критик Штрауса Шадья Друри обвиняет его в элитарности, либеральности и антидемократизме учения. В своей работе «Leo Strauss and the American Right» (1999) она утверждает, что Штраус прививал элитарные деформации американским политическим лидерам, обращаясь к империализму и милитаризму, неоконсерватизму и христианскому фундаментализму. Согласно Друри, Штраус учит, что «вечный обман граждан, власть имущих имеет решающее значение, потому что они нуждаются в руководстве, и им нужны сильные правители, чтобы указать, что для них хорошо».

Николай Ксенокс аналогичным образом утверждает, что Штраус был «антидемократом в фундаментальном смысле, истинным реакционером; он был кем-то, кто хотел вернуться к прошлому, долиберальному, добуржуазной эпохе имперского господства авторитарного правления, чистого фашизма». Ноам Хомский утверждал, что теория Штрауса является одной из форм ленинизма, в которой общество должна возглавлять группа элиты, чья работа заключается в защите либерального общества от опасности чрезмерного индивидуализма, а также создание вдохновляющих мифов для укрепления веры масс в борьбе против антидемократической и антилиберальных сил.

В своей полуавтобиографической книге «Неоконсерватизм: автобиография идеи» Ирвинг Кристол привел ряд факторов, повлиявших на его собственные мысли, значимое место в книге отведено идеям Лео Штрауса и Макса Шахтмана, а также либерального литературного критика Лайонела Триллинга.

Начав как последовательные и радикальные троцкисты, группа нью-йоркских леваков начала постепенно корректировать свои взгляды в более приемлемую для американской политической системы сторону. Разочаровавшись в контркультуре 1960-х и сделав выводы из растущего антиамериканизма во всем мире, они все больше и больше склоняли свой политический курс вправо.

Небольшая группа прочно обосновалась в Демократической партии и, действительно, повлияла на ее поведение. Программа десегрегации, проведенная Демократами в начале 60-х годов - в большой степени плод деятельности этого кружка. Но в какой-то момент наметилось новое разделения. Большинство левых были против войны во Вьетнаме, а сторонники Шахтмана, в соответствии со своей концепцией тоталитаризма - за противостояние коммунистам.

В период президентства Рейгана взгляды неоконсерваторов переориентировалась вправо, они двинулись в сторону более агрессивного милитаризма. В конце 1970-х неоконсерваторы поддержали переход к Рональду Рейгану и республиканцам, которые обещали противостоять советской экспансии.

Если всерьез отнестись к тому, что нам известно о роли троцкизма и штрауссианства в истории неоконсервативного кружка, то идеология Pax Americana может предстать в неожиданном свете.

Майкл Линд, описывающий основание неоконсерватизма, объяснил: «Неоконсерватизм возник в 1970-е как антисоветское движение либералов и социал-демократов в традициях Трумэна, Кеннеди, Джонсон, Хамфри и Генри Джексона, многие из которых предпочитали называть себя "палеолибералами". После окончания холодной войны многие "палеолибералы" вернулись в Демократический центр. Сегодняшние неоконсерваторы - усохший остаток первоначально широкой коалиции неоконсерваторов. Тем не менее, очевидно происхождение идеологии слева. Тот факт, что большинство молодых неоконсерваторов никогда не были левыми не имеет никакого значения, т. к. они являются интеллектуальными (как, например, в случае с Уильямом Кристолом и Джоном Подгорецом) наследниками старого поколения бывших левых».

Джон МакГован, профессор гуманитарных наук в Университете Северной Каролины, после обширного обзора литературы по неоконсервативной теории касательно попыток неоконсерваторов построить американскую империю, рассматривает ее в качестве преемника Британской империи, целью которой заключается увековечивание Pax Americana: «Так как империализм в значительной степени рассматривается как неприемлемая политика для американской общественности, неоконсерваторы не афишируют свои идеи и цели открытым образом в общественном дискурсе».

Такие неоконсерваторы, как Роберт Каплан и Найл Фергюсон признают, что они предлагают империализм в качестве альтернативы либеральному интернационализму. При этом Каплан и Фергюсон также понимают, что империализм противоречит либеральным традициям американцев, что он должен оставаться внешней политикой, которая «не проговаривается вслух». Каплан, будучи американцем, говорит, что «только через скрытность и опаску» Соединенные Штаты могут продолжать «имперскую тактику, доминирующую в нашей внешней политике», но истинные мотивы должны быть дезавуированы в «нашей борьбе с имперской традициями, и необходимо учесть тот факт, что империализм потерял свою легитимность в общественном дискурсе.

Администрация Буша оправдывала все его действия, апеллируя к «национальной безопасности», сохраняя их как можно более секретными и считая неприемлемыми все ограничения, распространяющиеся на исполнительную власть со стороны других ветвей власти или международного права.

Политика Буша-младшего получила свою однозначную направленность после событий 11 сентября 2001. По словам обозревателя Джерарда Бейкера: «Требовался приход Джорджа Буша в Белый дом и 11 сентября 2001 для внедрения и прочного обоснования неоконсерваторов в общественном сознании. Когда г-н Буш упомянул его самые простые принципы - что США должны стремиться к либеральной демократии во всем мире - в качестве ключевого момента для вторжения в Ирак, неоконсерватизм внезапно оказался во всем мире. Это было, несмотря на многочисленную критику, единой идеологией, которая оправдывала военные вторжения, санкционировавшие пытки и способствовавшие агрессивному сионизму».

Республиканский сенатор от Небраски Чак Хейгел, критически относившийся к выбору неоконсервативной идеологии президентом Бушем, в своей книге «Америка: следующая глава», пишет: «Так почему же мы вторглись в Ирак? Я считаю, это было торжество так называемой неоконсервативной идеологии, а также высокомерие и некомпетентность администрации Буша, вовлекшего Америку в эту войну. Они (неоконсерваторы), видимо, предоставляли очень убедительные аргументы, чтобы президент с незначительным опытом ведения внешней политики и политики национальной безопасности, остро ощущавший бремя лидирующей нации в связи со смертоносными террористическими актами, смог дать согласие».

Однополярный мир – идея не только неоконсерваторов. Воинственными приверженцами односторонней политики являются такие политики, как Рамсфельд и Чейни, которые не являются продуктами неоконсервативного движения. То же самое относится и к консервативным реалистам, таким, как Колин Пауэлл, Ричард Армитаж, Кондолиза Райс, Генри Киссинджер, и демократам, таким как Збигнев Бжезинский, Петр Бейнарт и Михаил Игнатьев. Но идеология американской однополярности лежит в самой основе американского неоконсерватизма. Большинство из ведущих теоретиков однополярности - разработчики стратегии неоконсерваторов, как и большинство ведущих исследовательских институтов и журналов, в правом крыле неоконсерваторов.

В заключение предлагаем вспомнить о тезисе Троцкого относительно невозможности построения социализма в отдельной стране. Если всерьез отнестись к тому, что нам известно о роли троцкизма и штрауссианства в истории неоконсервативного кружка, то идеология Pax Americana может предстать в неожиданном свете.


Павел Канищев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1599