ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1582
Ориентализм, окцидентализм и интеллектуальный терроризм
Русский народ неоднократно попадал под действие модели ориентализма, так как элиты всячески пытались перевоспитать его, уничижая традиционную русскую культуру   25 февраля 2011, 09:00
 
Распространение западного геополитического сознания на остальные народы стало возможным лишь благодаря утверждению идеи о доминировании Запада

Как отмечают основатели т. н. «критической геополитики», на ее становление повлияли несколько ключевых текстов: это исследования французского Мишеля Фуко в отношении пространства и власти, а также книга американского культуролога арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», вышедшая в США в 1978 году.

Постулируя «ориентализм» как западную концепцию в отношении азиатских и африканских народов, Саид отрицает наличие симметрической концепции – «окцидентализм», формулируемой незападными народами по отношению к Западу.

Саид в своей работе, послужившей фундаментом для ряда исследований в области политологии, культуры и религиоведения, обращает внимание на то, что в английском языке существует два определения слова «восток»: «East» для географического местоположения и «Orient» в качестве концепции культурного феномена. По Саиду, «Orient» - исключительно западный концепт, навязанный азиатским (и вообще незападным) странам как единственно реальный и адекватный. Саид, ссылаясь на работы своих коллег, довольно адекватно отметил связь между «философскими» доктринами классических англосаксонских авторов, а также расовой теорией и оправданием колониальной эксплуатации.

Эта доктрина превосходства уходит вглубь истории, когда восточную культуру пытались истолковать простым западным языком, из-за чего так называемые правдивые тексты (история, филологический анализ, политические договора) вместе с художественными текстами о Востоке носят не естественный, а репрезентационный характер.

Как показательный случай Саид приводит выступление лорда Бальфура в Палате общин в 1910 году, посвященное обоснованию продолжения присутствия Англии в Египте. В ней с явным морализаторским оттенком он отметил большой вклад египетской нации в историю, но при том, что в восточных странах всегда была деспотическая форма правления, а англичане знают египетскую цивилизацию лучше какой либо-другой, и как западная нация имели с самого начала зачатки к самоуправлению и обладали собственным достоинством, необходимо и далее продолжать «неблагодарную работу по осуществлению неотложных дел».

Саид, указывая на другие подобные факты, отмечает, что в западном политическом сознании сложилось мнение о том, что существуют народы, которые не могут представлять себя сами - и их должны представлять другие. Таким образом, несмотря на самые разные достижения в различных сферах, этим народам навязывается неравный дискурс. Саид называет это «распространением геополитического сознания на эстетические, гуманитарные, экономические, социальные, исторические и философские тексты».

Также по Саиду существует два пространства. Одно - реальное, географическое, а второе - образное.

Вначале идет работа именно с образным пространством, в котором и возникает концепт «Востока». Создается некий интеллектуальный проект, который потом проецируется на реальность. Опираясь на теорию марксиста Антонио Грамши о гегемонии (которая представляет собой доминацию одних культурных форм над другими в отличие от явной силовой политики), Саид рассматривает культурную концепцию «Востока» как инструмент политической манипуляции, своего рода интеллектуального террора.

Тот же термин «геополитика» Петр Савицкий использовал после того, когда познакомился с идеями британского геополитика Хэлфорда Макиндера после встречи с ним в Крыму во время гражданской войны.

Постулируя «ориентализм» как западную концепцию в отношении азиатских и африканских народов, Саид отрицает наличие симметрической концепции – «окцидентализм», формулируемой незападными народами по отношению к Западу.

Тем не менее, по нашему мнению, феномен окцидентализма существует и в различных культурах проявляется по-разному, отражаясь даже в массовом сознании (неприятие ценностей западной культуры, специальная терминология, например, «янки» или «гринго» в отношении американцев).

Кроме того, подобный феномен был очевиден и в отечественной истории. Он был связан с экзогенной модернизацией, начавшейся в конце XVII века – когда элиты подражали западным странам, вместе с технологиями, перенимая их нравы и культуру, а народные массы не воспринимали нововведения. В данном случае уже русский народ попадал под действие модели ориентализма, так как элиты всячески пытались перевоспитать его, уничижая традиционную русскую культуру.

Необходимо также отметить, что основные геополитические концепции также можно рассматривать в качестве дискурса, который Запад навязывает остальному миру. Большинство терминологического аппарата («хартленд», «римланд» и т. п.) было придумано англосаксами и определенным образом интеллектуально экспортировано в Россию и другие страны, хотя в конце XIX - начале XX века у нас было множество ученых и военных географов, в теории и на практике занимавшихся геополитическими исследованиями.

Тот же термин «геополитика» Петр Савицкий использовал после того, когда познакомился с идеями британского геополитика Хэлфорда Макиндера после встречи с ним в Крыму во время гражданской войны.

Поэтому в постмодернистской геополитике вполне возможен, а в некоторых случаях даже необходим определенный ревизионизм, который поможет совершить освобождение от якобы универсальных, а на деле западных и во многом ложных концептов.


Леонид Савин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1582