ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1562
Туман над Нилом
Как это ни парадоксально, именно режим Мубарака оказывается самой эффективной объединяющей силой для египетского протестного движения   1 февраля 2011, 09:00
 
При всей ясности побуждений к массовым протестам в Египте, будущее страны остается туманным - непонятно, чего ждать Ближнему Востоку и миру от этой страны

Свержение 14 января президента Туниса Зин аль-Абидина бен Али спровоцировало цепную реакцию народных волнений в средиземноморском и ближневосточном регионах. Но «взрывная волна» гражданского возмущения, прокатившаяся по странам арабского востока и Африки, возникла не на пустом месте. Основным лейтмотивом, объединяющим выступления во всех странах, стало удручающие положение населения: безработица, нищета, коррупция и рост цен на товары и услуги, - все эти «государственные пороки» и побудили людей выйти на улицы с требованиями проведения прогрессивных реформ и изменения сложившейся ситуации.

Ни США, ни тем более Израиль за захотят потерять «верного союзника», чем, в самом худшем варианте, чреваты события, которые сегодня стремительно развиваются на улицах Каира, Александрии, Суэца и других египетских городов.

В эпицентре этих событий оказалось самое крупное арабское государство - Египет. Здесь акции протеста переросли в масштабные столкновения демонстрантов с армией и полицией, уже унесшие жизни 150 человек. Что же послужило причиной столь массовых народных волнений в Египте? Все то же, что и в остальных «взорвавшихся» странах. Если бы египетское правительство своевременно удовлетворило нужды своих граждан, то возможно, ему удалось бы избежать таких массовых выступлений. Но элита, занятая собственным обогащением, уже давно с равнодушием смотрела на свой народ.

За тридцатилетний период правления режима Хосни Мубарака социально-экономическое положение египетского общества, в особенности рабочего класса, студентов и интеллигенции, лишь ухудшилось. 50% населения живет за чертой бедности. Голодные бунты, рост безработицы, нарушения прав человека и отсутствие политической альтернативы - такова на сегодняшней день декларируемая «демократия» в Египте.

Впрочем, экономика, ввергнутая в кризис во время правления возглавляемой Мубараком Национально-демократической партией Египта - лишь одна сторона медали. Если обратиться к политической ситуации и непосредственно к роли Египта в событиях на ближневосточной и международной арене, то можно увидеть, что решения, принимаемые египетском руководством в отношении урегулирования, к примеру, той же «ближневосточной проблемы», напрямую зависели от воли Вашингтона.

Известно, что Египет является вторым (после Израиля) крупнейшим получателем помощи Запада. Естественно, за нее нужно как-то расплачиваться. Проводимые же в рамках этой «расплаты» Египтом негласная поддержка американского вторжения в Ирак и игнорирование действий Израиля в отношении Палестины рассматриваются остальным арабским миром не иначе как предательство. И антиарабская по своей сути политическая позиция египетского президента стала еще одним катализатором гражданского неповиновения.

Сами американцы оказались в щекотливой ситуации, пытаясь балансировать между правительством Мубарака и возмущенным народом: с одной стороны Барак Обама признает необходимость проведения экономических реформ в Египте, с другой стороны - призывает к спокойствию и мирному урегулированию политического кризиса, подчеркивая, что Египет всегда был надежным партнером США на Ближнем Востоке.

Кемп-Девидское мирное соглашение 1978 года, заключенное тогдашним египетским президентом Анваром Садатом, заложило фундамент строительства долгосрочных мирных взаимоотношений между Египтом, Израилем и США. Итогом зависимой внешней политики проводимой Мубараком и стало превращение Египта в инструмент внешней политики США на Ближнем Востоке. Причем, главным образом это касается обеспечения безопасности Израиля - «врага № 1» всего арабского мира.

Да, пока все выступления носят общественно-политический характер, нет никаких признаков исламизации революции, однако, не имеет значения, кто сейчас вершит справедливость на улицах и площадях египетских городов.

Естественно, ни США, ни тем более Израиль за захотят потерять «верного союзника», чем, в самом худшем варианте, чреваты события, которые сегодня стремительно развиваются на улицах Каира, Александрии, Суэца и других египетских городов. История показывает, что очень часто западные спецслужбы на волне народного возмущения приводили к власти послушные режимы. Поэтому глупо было бы считать, что на этот раз американцы будут сидеть сложа руки, ограничиваясь скупыми официальными заявлениями.

В дипломатических депешах посольства США в Каире, обнародованных скандальным порталом «Wikileaks», подтверждаются контакты американского правительства с лидерами оппозиционного движения в Египте. Неизвестно, насколько эти документы соответствует действительности, но даже если не брать их во внимание, все равно необходимо с максимальной осторожностью подходить к объективной оценке ситуации в Египте.

Между тем, следует заметить, что если говорить об оппозиции в Египте вообще, то реально объединяющей силы у нее практические не существует. Даже «Братья-Мусульмане», имеющие, впрочем, незначительное количество мест в египетском парламенте, сегодня оказались «изолированными» от народных масс. Состав протестного движения достаточно разнообразен - здесь задействованы буквально все слои общества: молодежь, профсоюзы и средний класс. Четкой же идеологии у протестующих нет.

На данный момент трудно дать прогноз, по какому сценарию будут развиваться события на берегах Нила. И хотя на первый взгляд исламская составляющая в рядах протестующих ограничивается пятничной молитвой, и борьбу против режима ведут как мусульмане, так и христиане, тем не менее, нет никаких гарантий того, что в случае свержения египетского президента мы не услышим призывы к созданию в Египте исламского государства.

Да, пока все выступления носят общественно-политический характер, нет никаких признаков исламизации революции, однако, не имеет значения, кто сейчас вершит справедливость на улицах и площадях египетских городов. Куда важнее, кто первый подоспеет к ее кульминационному моменту - и здесь перспектива достаточно туманна. Опять же, не стоит забывать о западных спецслужбах, которым Египет как исламское государство совершенно не нужен.

Вернувшийся недавно на родину из Вены бывший глава МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадей, обладая авторитетом как в самом Египте, так и за его пределами, имеет шансы стать консолидирующий личностью протестов. На данный момент он является единственным вменяемым претендентом на пост президента уже нового Египта.

Пока же, как это ни парадоксально, именно режим Мубарака оказывается самой эффективной объединяющей силой для египетского протестного движения, своим бездарным руководством сплотившим все слои египетского общества. Вряд ли запланированный на 1 февраля «Марш миллионов» удалось бы организовать под каким-то другим лозунгом, кроме как требования отставки президента Мубарака.


Саид Караев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1562