ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1542
Проигрыш в сухую
Для Обамы ратификация нового договора СНВ - это практически единственная большая победа, и, похоже, чтобы поддержать «друга Барака», его российский коллега был готов пойти на большие жертвы   23 декабря 2010, 09:00
 
В области внешней политики 2010 год оказался для России провальным - все свои козыри Россия либо бездарно растеряла, либо просто проигнорировала их наличие

Накануне вечером Сенат США провёл важнейшее голосование в пользу заключенного с Россией договора СНВ-3 - о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанный президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в апреле этого года в Праге. И для первого, и для второго принятие договора стало принципиальным моментом «перезагрузки» отношений между США и Россией.

Что касается развития отношений с НАТО, то и здесь наши усилия закончились ничем в силу того, что НАТО – военный блок, изначально созданный против России и существующий до сих пор исключительно за счёт противодействия нам.

Хозяйственные вопросы вместо внешней политики

Если оценивать итоги 2010 года в целом, то Россия за этот период отметилась полным самоустранением из области внешней политики. Ни один руководитель нашего государства в этом году внешней политикой не занимался. Внешнеполитическим вопросам внимание было уделено по остаточному принципу, а всё, что происходило с Россией на этой арене, формировалось без нашего участия при абсолютно пассивной позиции российского руководства на всех направлениях.

Катастрофически закончился 2010 год для отношений России с Ираном. То же самое можно сказать и об отношениях России с Белоруссией. Все события, которые происходили на внешнеполитической арене, происходили вопреки позиции России, поэтому не то что прорыва, вообще каких-либо действий со стороны России в области внешней политики в 2010 году замечено не было.

И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев весь год занимались исключительно хозяйственными делами: устраняли последствия пожаров, решали вопросы социальной политики, лично занимались обустройством больниц, повышением пенсий, выделением льгот и пособий. Это, безусловно, очень важно для страны, но в то же время делалось это в ущерб интересам внешней политики, которая оказалась почти полностью исключенной из внимания руководителей российского государства. Они куда-то, безусловно, ездили, о чём-то договаривались, но всё это – так же из области хозяйствования, а не стратегии. Поэтому 2010 год для России в области внешней политики можно считать провальным.

Неверное направление

Одной из причин таких плачевных внешнеполитических результатов стало то, что приоритеты внешнеполитической деятельности нынешнего руководства России, в первую очередь, в лице президента Медведева, с самого начала были выбраны и обозначены совершенно неправильно. Тот прорыв, который ожидался в направлении развития отношений с Западом, в частности, с США, изначально не мог быть реализован. Отчасти эти ожидания были спровоцированы упованием на приход администрации Барака Обамы, в следствие чего многие надеялись на некую разрядку в отношениях между Россией и США.

Следующими пунктами, которые задумывались как прорывные во внешнеполитической деятельности президента Дмитрия Медведева, это развитие отношений с НАТО и ратификация нового договора по СНВ-3.

Но теперь, когда уже можно подвести итоги 2010 года, очевидно, что все эти направления потерпели абсолютный крах. Дело в том, что отношения с Обамой не изменили, да и не могли изменить системные отношения с США, и все наши уступки в этом направлении, сделанные в одностороннем порядке, не были восприняты американскими коллегами. Впрочем, когда речь идёт о России, любые уступки с нашей стороны американцы воспринимают как проявление слабости, используя их против нас. То же произошло и на сей раз - наши уступки США обернули исключительно в свою пользу, полностью проигнорировав интересы российского руководства.

Мало того, администрация Обамы сейчас терпит внутриполитическое крушение, а популярность самого Обамы стремительно падает, поэтому все его инициативы и внешнеполитические шаги воспринимаются как нелегитимные и не поддерживаются ни элитой, ни населением. В этой связи можно считать, что ставка на Обаму и развитие личных отношений с ним - была исключительно ошибочной.

Что касается развития отношений с НАТО, то и здесь наши усилия также закончились ничем в силу того, что НАТО – военный блок, изначально созданный против России и существующий до сих пор исключительно за счёт противодействия нам. Отмена противостояния лишит смысла существование самого блока. Поэтому, естественно, никакие нынешние усилия Медведева никак не изменили его отношения к России: договариваясь с нами и декларируя смягчение позиций, руководство НАТО в то же самое время готовило программу «План действий на случай агрессии РФ против стран Прибалтики», где позиционировало Россию как исключительно враждебную, агрессивную и оппонирующую сторону. В результате утечки информации из внутренних документов НАТО, благодаря которой это и стало известно, все усилия «налаживания отношений» с НАТО также были перечёркнуты.

«Если ратификации не произойдет, США не смогут держать под надзором российский ядерный арсенал»

Один из «прорывных» пунктов внешней политики Медведева, как уже говорилось - ситуация с СНВ-3. Она, следует отметить, в любом случае бьёт по международному имиджу нынешнего российского президента. С самого начала Медведев всё поставил на ратификацию этого договора до конца года, загнав таким образом себя в угол, ибо ещё не известно, какие последствия для России были бы хуже - ратификация его американскими сенаторами или отказ ратифицировать. Но теперь-то уже поздно гадать.

В результате всё, что касается отношений со странами СНГ, развивается по тому сценарию, который и был задекларирован: если СНГ для России имеет третьестепенное значение, то для СНГ мы имеем такое же значение.

Откровенные американцы, как всегда, по сути не скрывали своих истинных намерений. Циничные призывы американских политиков, в частности, Джо Байдена к сенату звучали буквально так: «Если ратификации не произойдет, то США не смогут держать под надзором российский ядерный арсенал».

Сами сенаторы также не стеснялись в выражениях. Так, Ламар Александер, сенатор Республиканской партии от штата Теннесси, прямо заявил: «Я проголосую "за", потому что таким образом мы сможем проводить инспекции российских ракет, и договор не повлияет на развитие нашей противоракетной обороны». Таким образом, подлинные причины всех усилий со стороны США становятся очевидны.

СНВ-3 ограничит число стратегических ядерных зарядов для каждой из стран до 1550 единиц, а также утвердит систему инспекций ядерных вооружений. До этого больше года подобные проверки странами не производились. Для Обамы ратификация нового договора СНВ - это практически единственная за минувший год большая внутриполитическая победа, которая, на фоне неудач Демократической партии на последних выборах, ему крайне необходима. И, похоже, чтобы поддержать «друга Барака», его российский коллега был готов пойти на большие жертвы.

Следует заметить, что ситуация могла бы быть ещё хуже, если бы голосование было отложено на пять недель - до следующих выборов, когда демократы скорее всего потеряли бы то, что имеют сейчас. Тогда условия для России были бы ещё менее выгодны, о чём заявляет Линдси Грэм, сенатор Республиканской партии от штата Южная Каролина: «Я просто не понимаю, почему мы не можем подождать недель пять, когда мы сможем выторговать гораздо более выгодную для США сделку?» Таким образом, инициировав новое соглашение по СНВ-3, мы сам загнали себя в тупик.

Из всего изложенного следует, что полное внешнеполитическое фиаско России в 2010 году – следствие системно неверного выбора приоритетом западного направления и попытка развития отношений с США и НАТО. Это то, что заведомо не может принести для России положительного результата в её нынешнем состоянии. По этой причине все усилия были не то, чтобы совсем произведены впустую, скорее они имели для России обратный эффект.

Приоритеты третьего сорта

Ещё летом, встречаясь с работниками российского МИДа, президент Дмитрий Медведев поставил отношения России со странами СНГ на третий план, чем открыл возможность и, собственно, дал старт активному поиску политическими руководителями стран СНГ новых отношений, новых контактов, новых связей помимо России. По сути, российское руководство легитимизировало принцип «каждый сам за себя» и открыло возможность политическим лидерам стран СНГ искать лучшей доли на стороне.

Полностью была проиграна ситуация в Киргизии, в результате чего произошла абсолютная изоляция России от этой проблематики, как следствие нашего самоустранения из неё. В итоге в Киргизии всё сложилось наименее выгодным для России образом. Президент Туркмении Бердымухамедов в ответ на медведевский демарш также перенёс развитие отношений с Россией на третий план. В отношениях с Таджикистаном мы испытали некое охлаждение, видимо, потому, что слишком велика оказалась обида президента Рахмона за открытую проузбекскую позицию Москвы в вопросе достройки Рогунской ГЭС. Хотелось бы назвать достижением создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, но на фоне испорченных отношений с Минском назвать это успехом тоже язык не поворачивается.

Единственное направление, в котором ситуация развивается более или менее благоприятно для России, это отношения с Украиной. Но происходит так скорее, увы, вопреки российским усилиям. Кроме как достижения договоренности о строительстве моста через Керченский пролив больше никаких активных успехов Россия не продемонстрировала. Все, что происходит на Украине, происходит без участия России, которая не приложила к этому никаких сил. Поэтому-то и нельзя достижения в отношениях с этой страной считать плодом нашей внешнеполитической деятельности.

Грузинская военная машина вновь набирает обороты, нынешний политический режим Грузии явно настроен недружелюбно, и намерен продолжать реализовывать свои агрессивные военные планы в отношении Южной Осетии и Абхазии при активной поддержке США. То есть эта проблема Россией также не снята, а скорее отложена.

В результате всё, что касается отношений со странами СНГ, развивается по тому сценарию, который и был задекларирован: если СНГ для России имеет третьестепенное значение, то для СНГ мы имеем такое же значение.

Что же касается, допустим, вновь вспыхнувшего конфликта на корейском полуострове, то он также в очередной раз и со всей очевидностью вскрыл слабую позицию России на внешнеполитической арене, ибо всем стало ясно, что от России эта ситуация не зависит никак, что развивается она исключительно при участии американских сил и с учётом исключительно американских интересов, абсолютно игнорирующих позицию России. Которой к тому же и нет.

То же самое касается и всех остальных конфликтов: все свои козыри, которые Россия могла реализовать - отношения с Ираном, с Белоруссией, что давало, в частности, возможность стратегического продвижения на Запад и сближения с Центральной Европой, Германией и Евросоюзом в целом, - все эти козыри Россия бездарно растеряла, либо просто проигнорировала их наличие, реализовав все выгодные комбинации не в свою пользу, а в угоду интересам западных, американских партнеров. Видимо, стремясь продемонстрировать добрые намерения, которые американцы цинично использовали в своих интересах.

Таким образом, ничего иного, кроме катастрофических оценок внешнеполитической деятельности России в 2010 году, в этой ситуации выразить невозможно. 2010 год стал одним из худших для России.


Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1542