ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/1525 | ||||
Покорение Ближнего Востока: мечом и словом
Пылающий в огне межэтнических и межрелигиозных войн Ближний Восток является жертвой происков циничного Запада, во все времена действовавшего по принципу «разделяй и властвуй» Точкой отсчета современного империализма можно с уверенностью считать первый Крестовый Поход, начавшийся в 1096 году. Тогда, под предлогом освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, находившегося под властью мусульман, европейские торговые державы под предводительством Папского Престола ринулись на Восток. Фактической же их целью было завоевать новые рынки, попутно оказав культурное влияние на завоеванные страны. Одним из излюбленных методов западных империй по стравливанию жителей ближневосточного региона был метод взятия под покровительство тех или иных национальных и религиозных меньшинств.
Но что интересно, крестоносцы, прибыв в Палестину и другие части Ближнего Востока, не сумели изгнать местное население или хотя бы оказать на него сколь бы то ни было заметное культурное влияние. Наоборот, местное население со своими обычаями оказало влияние на крестоносцев. Многие из них, прибыв в Святую Землю, почти сразу же начинали одеваться в местную одежду и питаться блюдами местной кухни. Кроме того, часть крестоносцев женились на местных девушках и остались на этой земле как обычные арабские христиане. До сих пор в Назарете и близлежащих арабских деревнях живут семьи, являющиеся потомками крестоносцев, ассимилировавшихся в палестинскую культуру. Разумеется, ассимиляция крестоносцев и их потомков в культуру Арабского Востока вызвала немалое недовольство в Ватикане и в Канцелярии римских понтификов. Ведь крестоносцы посылались на Восток для борьбы с мусульманами и их изгнания со Святой Земли. Получилось же, что, во-первых, мусульмане изгнаны не были, во-вторых, не «просвещенные» крестоносцы повлияли на местные обычаи, но местная культура и ее носители повлияли на них. Когда королевство крестоносцев в Эрэц-Исраэль было разгромлено в 1291 году, крестоносцы со своими детьми и внуками, спасаясь бегством в Европу, увозили с собой сахарный тростник, десятки видов невиданных доселе в Европе пряностей, местные архитектурные стили, местные одеяния и украшения, технологии в ткацкой, швейной, строительной, сельскохозяйственной и других областях. А главное, они увозили с собой культурное и духовное влияние народов, для порабощения которых они направлялись западноевропейскими католическими правительствами. С этого момента Ближний Восток становится ареной для непрекращающейся конкурентной борьбы между различными западными державами за культурное, экономическое, а в последующем и военное влияние в данном регионе. Пока из разрушенного мамлюками Акко - последнего оплота крестоносцев в Палестине, уезжали назад в Европу последние жители поверженного королевства, в европейских властных структурах уже понимали, что через обычную военную оккупацию они никогда не сумеют овладеть рынками, а главное - душами жителей Палестины и других стран мусульманского Востока. Тогда было принято решение действовать более медленными методами - методами культурной агрессии, цель которой заключалась в расколе общества не только в Палестине, но и во всем ближневосточном регионе. К тридцатым годам шестнадцатого века, когда полным ходом шла военно-экономическая колонизация Южной Америки испанскими конкистадорами, у Европы уже накопился достаточный опыт использования противоречий между различными группами людей для искусственного провоцирования конфликтов с целью извлечения из них политической выгоды. Для этого прежде всего использовалось недовольство определенной группы населения правителями страны, города или племени. Далее, использовались религиозные и культурные противоречия. Если же их не было, то они создавались путем обращения части индейцев в христианство и натравливания их против остальной части индейского населения. Именно тогда, в 30-х годах шестнадцатого века, с заключением первых капитуляций (соглашений о предоставлении особых прав иностранным гражданам) между западными державами и Османской Империей началась основная фаза империалистического захвата Ближнего Востока и натравливания местных народов друг против друга. Первые капитуляции были заключены в 1535 году между французским королем и османским султаном. Надо сказать, что в некоторых местах на Арабском Востоке привилегии для иностранных граждан продолжили существовать вплоть до 50-60-х годов прошлого столетия. И если в обеих Америках - как Южной, так и Северной - западным державам для провоцирования конфликтов между местным населением было необходимо прикладывать усилия для обращения целых народов и цивилизаций в другую религию, то на Ближнем Востоке в этом отношении все обстояло намного проще. Еще до прихода европейских колонизаторов ближневосточное население было разделено на многие десятки религиозных конфессий - как мусульманских, так и христианских. Эти конфессии (правда, не в такой степени, как несколько столетий спустя) конкурировали между собой, пытаясь доказать свою правоту. Между мусульманами-сунитами и мусульманами-шиитами существовала многовековая вражда, приводившая зачастую к кровопролитным войнам внутри самого мусульманского мира. Местные христиане относились в основном к восточным церквям (греческой-ортодоксальной, коптской, яакобинской и другим церковным течениям, возникшим на Ближнем Востоке и имевших прочные корни в странах арабского Востока. Правда, с началом Крестовых Походов также существовало враждебное отношение со стороны мусульман обоих течений по отношению к друзам - религиозной сектой, отколовшейся от ислама еще в одиннадцатом веке. Между мусульманами и друзами постоянно вспыхивали конфликты, переходившие время от времени в настоящие гражданские войны. С усилением своего влияния в регионе западные державы вносили еще больший раздор между этими двумя группами. Пытаясь перетянуть на свою сторону то одну, то другую группу населения, европейские консулы постоянно ссорили между собой население Палестины, Ливана, Египта и других стран. В итоге на протяжении 18-го и 19-го веков имели место несколько друзских погромов, устроенных мусульманами в Южном Ливане и в Северной части Палестины. Одним из излюбленных методов западных империй по стравливанию жителей ближневосточного региона был метод взятия под покровительство тех или иных национальных и религиозных меньшинств. Например, еще в 1187 году, после поражения крестоносцев в известном сражении между крестоносцами и войсками Салладина у Карнэй-Хитин, Франция потребовала для себя от мусульманских правителей Святой Земли и получила статус защитника интересов францисканов - жителей Палестины. Постепенно, с присоединением к католической церкви все новых и новых групп ближневосточных христиан (в рамках так называемого униата), усиливалось и французское влияние в регионе, когда Франция превращалась из защитника небольшой группы потомков крестоносцев, оставшихся в Палестине после падения их государства, в покровителя целых групп христиан из числа местных жителей. Среди групп населения Палестины и соседних государств, пользовавшихся покровительством Франции (особенно начиная с 17-18 веков) стоит выделить маронитов, греков-католиков, армян-католиков и другие группы ближневосточных христиан, присоединившихся к католической церкви в рамках соглашений об униате (объединении) этих групп с католиками. В рамках покровительства этим и другим группам населения Франция, а за ней и другие западные страны, требовала для своих подзащитных особые привилегии, которых не было у мусульманского большинства. Предоставление таких привилегий христианам, проживавшим на Ближнем Востоке, вызывало раздражение мусульман - как суннитов так и шиитов, - которые начинали подозревать своих христианских соседей в связях с западным империализмом. Пришло время осознать, что западный империализм имеет четко заданную цель поссорить между собой народы мира, в числе которых и ближневосточные народы, - с тем, чтобы облегчить работу по их порабощению.
Таким же образом Запад пытался поссорить с мусульманским ближневосточным населением и местных евреев. Самой известной западной провокацией, способствовавшей зарождению антисемитизма в арабской среде, было решение французского министра иностранных дел Кремье от 1870 года предоставить евреям - жителям Алжира - полного и равноправного французского гражданства, без предоставления подобного гражданства всем стальным жителям этой страны. В те годы Алжир находился под французской оккупацией, начавшейся еще в 1830 году (соседний Тунис был оккупирован Францией в 1881 году, а в начале двадцатого века Францией была оккупирована часть Марокко, северная же часть марокканской территории была оккупирована Испанией). Поэтому, когда местные евреи поголовно согласились стать французскими гражданами, то естественным образом это вызвало недовольство мусульманского большинства, увидевшего в данном акте форму сотрудничества с французскими оккупантами. В 1860 году, за десять лет до вышеупомянутого события, в Ливане (бывшем в те годы частью Сирии) среди местных мусульман вспыхнуло восстание. Это восстание, первоначально бывшее направленным против произвола местных правителей, правивших от имени Османской Империи, очень быстро переросло в антихристианские погромы, жертвами которых стали местные католики-марониты. Нет сомнений, что ответственность за это деяние целиком лежит на французских властях, которые, взяв под свое покровительство маронитов, постоянно стравливали их с мусульманским и друзским окружением. Результат - маронитские погромы, сотни невинных жертв. Франция, в лучших традициях древнеримского «разделяй и властвуй» ловко использовала эту трагедию, потребовав от турецких властей создать на части территории сегодняшнего Ливана автономный округ для маронитов, территория которого была бы предназначена для проживания только представителей данной общины. Под давлением Парижа османский султан был вынужден согласиться с этим требованием. Была создана автономия для маронитов под названием «Маленький Ливан» с общей площадью в 315 квадратных километра. Этот округ просуществовал до окончания Первой Мировой войны, когда территория сегодняшних Ливана и Сирии была оккупирована французскими войсками. В 1922 году Лига Наций предоставила Франции мандат на эти территории, и Франция тут же начала, что называется, новый передел собственности: от Сирии были отделены Бейрут, Триполи и другие районы, населенные мусульманами, и присоединены к маронитскому «Маленькому Ливану». Таким образом была заложена основа современного ливанского государства, которое было официально провозглашено в 1943 году. Попутно с отделением от Сирии части ее территории, почти сразу после провозглашения французского мандата на Сирию, остальная часть Сирии была разделена на два подмандатных государства - государство Дамаск (юг и центр Сирии) и государство Халеб (север Сирии). Правда, через пару лет, это деление было отменено, и Сирия была вновь объединена в одно государственное образование. Но самым главным игроком на арене разделения и властвования ближневосточных народов все же являлась Англия, которая еще в девятнадцатом веке имела непререкаемое влияние в подавляющем большинстве частей данного региона. Начав с соглашений с бедуинскими племенами из района Персидского залива и других частей Ближнего Востока о торговом покровительстве над этими племенами, к восьмидесятым годам девятнадцатого столетия Англия перешла от экономической к военной колонизации ближневосточного региона. Оккупировав в 1882 году территорию Египта, Британия сразу же начала натравливать своих ставленников из числа египетских коллаборационистов. В результате подконтрольные Англии власти Египта согласились участвовать вместе с англичанами в совместной военной авантюре, цель которой - захват Судана и его насильственное присоединение к Египту. Как известно, в конечном итоге за все годы британского правления в вышеупомянутом регионе Судан так и не был присоединен к Египту. Правда, одно время (особенно во время подавления восстания во главе с суданским Махади) Судан управлялся совместно британскими и египетскими чиновниками. К концу Первой Мировой войны (1914-18 годы) почти вся территория Ближнего Востока находилась под той или иной формой колониального правления: Марокко был поделен между Францией и Испанией, Тунис и Алжир еще в девятнадцатом веке были оккупированы Францией, Ливия, попав в самом конце девятнадцатого века в поле политических интересов Италии, была оккупирована этой страной на протяжении 1911 года. Как отмечалось выше, во время Первой Мировой войны Францией были оккупированы Сирия и Ливан. Вся остальная часть ближневосточного региона попала под власть британской оккупации в ее различных вариациях (начиная с системы мандатов и кончая системой марионеточных полуправительств, фактически управлявшихся из Лондона через британских дипломатов находившихся на местах). Общим для всех типов империалистической оккупации Ближнего Востока было то, что во всех западных колониях в данном регионе постоянно находились подразделения армий стран-оккупантов. Например, часть военных баз, принадлежащих сегодня израильской, иорданской и египетской армиям, была построена еще англичанами в годы британского мандата в этих странах. Одной из таких баз является военная база в старом городе Беэр-Шевы, на территории которой располагается командование Южного военного округа израильской армии. Эта база была построена англичанами между 1936-38 годами для подавления Арабского Восстания, полыхавшего по всей территории Палестины в период между 1936-39 годами. К моменту, когда по окончании Первой Мировой войны почти вся территория Ближнего Востока попала под прямое колониальное правление западных держав, народы данного региона уже были разрознены и разделены между собой настолько, что тем же англичанам не составило особого труда сразу же после получения мандата на территории, завоеванные ими во время войны, заняться перекройкой геополитической карты Ближнего Востока. Помимо всего прочего, британские колониальные власти отделили от части исторически сложившихся регионов целые области, объявив их отдельными государственными образованиями. Так, от территории Палестины был отделен восточный берег реки Иордан (сегодняшняя Иордания), от Ирака было отделена территория современного Кувейта. Бедуинские племена, проживавшие у берегов Персидского Залива, постоянно натравливались друг против друга, жители сегодняшнего Омана натравливались на племена приграничных районов Саудовского Королевства, жители Кувейта стравливались с соседними Катаром и Бахрейном и т. д. и т. п. Сегодня мы видим, как современные потомки крестоносцев стравливают между собой жителей Ирака, находящегося с марта 2003 года под американо-британской оккупацией. Мы видим, как местные компрадоры ЦРУ и МИ-5 натравливают друг против друга суннитов и шиитов. Пришло время осознать, что западный империализм имеет четко заданную цель поссорить между собой народы мира, в числе которых и ближневосточные народы, - с тем, чтобы облегчить работу по их порабощению, с целью эксплуатации их человеческих и природных ресурсов. Только единение всех народов, павших жертвой мирового империализм, и всех антиимпериалистических сил, действующих в мире (в том числе и в самих западных странах), способно положить конец проискам мировых имперофашистских сил по порабощению ближневосточного региона и других стран «третьего мира». Шмуэль Ерушалми, поэт, коммунист, антисионист (Израиль)
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1525 |