ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1501
Отмучился
Свобода Тарика Азиза была не выгодна в первую очередь Соединенным Штатам Америки - действительным хозяевам положения в Ираке   6 июня 2015, 09:00
 
Иракские власти, так и не решившиеся повесить Тарика Азиза, растянули его казнь почти на пять лет, сгноив непокорного политика в камере смертников

В пятницу, 5 июня, мировые СМИ сообщили, что в возрасте 79 лет скончался приговоренный к смертной казни Тарик Азиз, занимавший пост вице-премьера при Саддаме Хусейне. Согласно иракским властям, заключенный умер в больнице Hussein Teaching Hospital в городе Насирия, куда он день назад был доставлен из мест заключения в связи с ухудшением состояния здоровья. Под «ухудшением состояния здоровья» поразумевается перенесенный опальным политиком инфаркт.

Его адвакат рассказывал, что Азис, христианин по вероисповеданию, хотел попросить тогдашнего Папу Римского Бенедикта XVI призвать иракские власти казнить его поскорее, так как он предпочитает смерть прозябанию в камере.

Стало также известно, что сын Азиза Зияд выразил недовольство тем, что власти не проинформировали его о смерти отца - о его кончине он узнал лишь из СМИ. Очередное, ставшее последним, недовольство - родственники бывшего вице-премьера постоянно просили освободить его из тюрьмы из-за серьезных проблем со здоровьем: Азиз страдал от заболевания легких, диабета и гипертонии. Еще в январе 2010 года он перенес обширный инсульт, в результате которого на время потерял способность говорить. В 2013 году появились сообщения о развившейся депрессии у бывшего соратника Хусейна: его адвакат рассказывал, что Азис, христианин по вероисповеданию, хотел попросить тогдашнего Папу Римского Бенедикта XVI призвать иракские власти казнить его поскорее, так как он предпочитает смерть прозябанию в камере.

Что ж, с горечью скажем: отмучился.

Иракские власти, так и не решившиеся повесить Тарика Азиза, растянули его казнь почти на пять лет, сгноив непокорного политика в камере смертников.

Вспомним, как это было. 26 октября 2010 года Верховный суд Ирака приговорил бывшего вице-премьера страны Тарика Азиза и еще нескольких бывших членов правительства к смертной казни. Если в предшествовавших судебных разбирательствах над бывшими членами правительства Ирака существовала хоть какая-то обвинительная база (достаточная для пиар-кампании в СМИ), которая, по крайне мере, формально соответствовала должностям, занимаемым подсудимыми в тот период, то в данном случае «суд» не стал себя утруждать поисками даже намеков на «преступления» Азиза.

Называя вещи своими именами, в октябре 2010 года была осуществлена личная месть удельного багдадского князька, а точнее - премьер-министра Ирака на тот момент, лидера «Партии исламского призыва» («Дават аль-Ислам») Нури аль-Малики. Это именно тот человек, который на протяжение 20 лет вместе со своими подельниками вел террористическую деятельность на территории Ирака, именно он организовал покушение на Тарика Азиза в университете аль-Мустансирия. Уже в бытность аль-Малики премьер-министром «демократического» Ирака, под его командованием шиитские эскадроны смерти расправлялись с неугодными суннитами.

Как отметил тогда редактор американского журнала The Nation Роберт Дрейфус, «ирония этого мероприятия заключается в том, что те самые люди, которые приговорили его (Азиза) к смертной казни, во главе с должностными лицами исламской фундаменталистской партии "Дават аль-Ислам" под руководством премьер-министра Малики, сами являются виновниками злодеяний».

Посмотрим на те обвинения, которые были выдвинуты так называемым «иракским судом» против бывшего вице-премьера Ирака. Не обязательно иметь юридическое образование, чтобы ясно представить себе полную картину тотальной фабрикации всего дела.

В первом пункте уголовного дела бывшему вице-премьеру Ирака инкриминировали убийство 42 торговцев, приговоренных в 1990-х годах к высшей мере наказания за попытку искусственно взвинтить цены на продовольствие в условиях экономической блокады. В этот период Азиз занимал пост министра иностранных дел Ирака и курировал внешнеполитическое ведомство, часто бывал за границей, призывая международное сообщество к осознанию всей тяжести ситуации, в которой оказался народ Ирака. Сам собой напрашивается вопрос: каким образом министр иностранных дел мог обладать полномочиями МВД Ирака и быть причастен к казни? Кроме того, если уж на то пошло, никто не вправе указывать судебной системе Ирака, как поступать в отношении лиц, наживающихся на горе собственного народа.

Второй пункт обвинения: насильственное переселение курдов на севере Ирака. Вопрос все тот же: какую должность занимал на тот момент Тарик Азиз, чтобы можно было утверждать, что именно он отдавал приказ на депортацию курдов? До банальности лишенное смысла обвинение, не имеющие ничего общего с деятельностью бывшего вице-премьера Ирака.

Как это было понятно с самого начала, призывы мирового сообщества гуманно отнестись к старому и больному человеку не нашли сочувствия в «новом» Ираке.

И, наконец, третий пункт обвинения: упразднение шиитских партий. Что в данном контексте подразумевается под словом «упразднение»? Краткий экскурс в историю. До оккупации в Ираке существовала одна правящая светская партия - Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Также функционировали Иракская коммунистическая партия (ИКП) и ряд курдских объединений. Все эти организации были мультиконфессиональными (за исключением курдских по ряду известных причин), попытка выделения одного конфессионального направления и радикализация этих движений, как шиитских, так и суннитских, преследовалась по закону.

«Дават аль-Ислам» - организация, созданная еще в 1957 году и реанимированная после Исламской революции в 1979 году Ираном, - стала оружием в руках Исламской Республики Иран, посредством которого она намеревались свергнуть иракский строй. Все эти годы иракское руководство боролось против экстремистов, которые даже после окончание ирано-иракской войны продолжали активно проявлять себя на юге Ирака.

После свержения режима Саддама Хусейна, уже в новом амплуа, «очеловеченном» благодаря США, команда князьков под предводительством аль-Малики начала сводить счеты и доводить до конца незавершенные делишки. «Спланированная казнь бывшего вице-премьера Ирака Тарика Азиза еще раз проиллюстрировала сектантскую и расистскую сущность "режима Виши", введенного Нури аль-Малики», - так прокомментировал приговор Хуссейн Аль-Алак из «Иракской компании солидарности».

Рьяное стремление к ликвидации Тарика Азиза было обусловлено страхом перед его авторитетом. В том числе на международном уровне - со всего мира начали приходить голоса в защиту этого выдающего человека. Представитель Организации Объединенных Наций Мартин Несирки, Ватикан и Евросоюз, правозащитники со всех концов света, общественные организации, Союз писателей России и даже российская Государственная дума, чаще всего принимающая нейтрально-корректную позицию при урегулировании ближневосточных вопросов, - все они выразили обеспокоенность в связи с решением казнить Тарика Азиза.

Весь мир тогда встал на защиту человека, имя которого достойно находиться в одном ряду с великими борцами за мир во всем мире. Дипломат высшей пробы, патриот своей родины, в самые тяжелые дни испытаний своего народа он разделил участь вместе с простыми иракцами, хотя вполне мог найти убежище за границей. Однако, как это было понятно с самого начала, призывы мирового сообщества гуманно отнестись к старому и больному человеку не нашли сочувствия в «новом» Ираке.

Ситуацию не изменил даже уход аль-Малики из власти. Казалось бы, в чем проблема? У «личного мстителя» теперь были связаны руки, почему бы новым властям было не отпустить Азиза спокойно умереть дома среди родных? Дело в том, что его свобода была не выгодна в первую очередь Соединенным Штатам Америки - действительным хозяевам положения в Ираке. В последние годы своего премьерства аль-Малики стал проводить слишком жесткую политику, направленную на доминирование шиитов. По мнению администрации Белого дома, это могло подтолкнуть суннитов к вооруженному противостоянию - а еще один конфликт на Ближнем Востоке Вашингтону был совершенно не нужен. Поэтому-то аль-Малики и отстранили. А Азиза оставили в камере смертников, так и не поставив нигде запятую в устраивавшем всех приговоре «казнить нельзя помиловать».

В свое время стоически принявший смертный приговор Тарик Азиз завещал похоронить его в Иордании, чтобы избежать возможных издевательств над телом со стороны представителей нового режима. Будет ли исполнена его посмертная воля?


Саид Караев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1501