ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/147
Советский авангард пассионарной эпохи
В скором времени список московских памятников архитектуры может значительно увеличится   26 октября 2007, 18:29
 
Советский конструктивизм 1920 - 1930-х годов - это славные страницы истории отечественной архитектуры

Список нашего утраченного культурного наследия ошеломителен и продолжает расти - то там шедевр деревянной архитектуры сгорит, то тут памятник снесут как препятствующий триумфальному шествию небоскребов, а то и сам рухнет из-за невнимания и полной запущенности. А ведь еще Николай Васильевич Гоголь каких-то 150 лет назад говорил: "Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе". Получается, что из летописи, о которой говаривал Н.В.Гоголь, не то что отдельные страницы исчезают, целые главы выдирают с корнем. Но вот очередную главу решено сохранить. Глава эта называется "Советский конструктивизм 1920 - 1930-х годов", и, безусловно, это славные страницы истории отечественной архитектуры.

Советские архитекторы - мастера первой величины, чьи идеи еще в 20-е - 30-е годы восхищали европейских специалистов. Кроме того, такая массовая постановка объектов архитектуры 20-х - 30-х годов - свидетельство наступления момента понимания и переоценки
20-30-е годы прошлого столетия можно считать пассионарной эпохой национальной архитектуры, которая сопровождалась градостроительным бумом - в стране появляется огромное количество крупных промышленных городов, а те, что были, приобретают иной вид. В архитектуре "расцветали все цветы" - от впечатляющих достижений конструктивистов до традиций классицизма и модерна, перерабатывая которые архитекторы наполняли сооружения новыми идеологическими символами. Архитектура 1920-1930-х годов - это всемирно известные имена братьев Весниных, И.В.Жолтовского, А.В.Щусева. Последний, кстати, был руководителем первого генерального плана "Новой Москвы" (1918 - 1923).

1920-1930-е годы оставили впечатляющий след в архитектурном облике столицы и, несмотря на относительную молодость, уже сами давно нуждаются в защите, достаточно вспомнить нелегкую судьбу произведений Мельникова. Вообще, проблема, как сохранить наследие ХХ века, одновременно пристроив его к делу, волнует не только нас. Международный семинар "Наследие ХХ столетия - охрана и сохранение памятников", который недавно проходил в Берлине, был посвящен именно этой проблеме. Немецкие специалисты накопили большой опыт реставрации и использования зданий первой половины XX века. "Девелопмент в Германии очень популярен. Специалисты выкупают промышленные здания архитектуры, проводят реставрацию, а потом сдают их в аренду за 300 миллионов долларов в год, хотя в большинстве стран считается, что такие сооружения уже не рентабельны и гораздо проще их снести", - говорит пресс-секретарь Москомнаследия Наталья Логинова. Кроме того, сейчас в Германии ведется активная подготовка документов для ЮНЕСКО: под охрану нужно взять шесть рабочих поселков 1920 - 1930-х годов.

Если немцы гордятся своими рабочими поселками первой половины ХХ столетия, то мы - советским авангардом. Тематическая выставка в Берлине представила основные направления ранней советской архитектуры: и градостроительные идеи, и советский эксперимент - дома-коммуны и клубы, архитектурные вертикали Москвы, ну и, конечно, станции Московского метро довоенного периода. Цель выставки - "наглядное ознакомление участников семинара и берлинской публики с историческим наследием Москвы и достижениями в области реставрации и реконструкции памятников архитектуры советского периода". Однако статус памятника архитектуры имеют далеко не все, в том числе и знаменитые сооружения 1920 - 1930-х годов. Как раз эту ситуацию Комитет по культурному наследию Москвы в скором времени собирается исправить.

На последних экспертных комиссиях Москомнаследия были рассмотрены сразу несколько адресов на предмет постановки их на государственную охрану. Заявки поступили от фонда "Русский авангард" (президент фонда - член Совета Федерации Сергей Гордеев). Комиссия решила внести в число выявленных объектов культурного наследия следующие сооружения: жилой комплекс с торговыми и административными помещениями для работников Курской железной дороги архитектора Б.Щатнева (1928 год, Земляной Вал, 27/1), школа архитектора П.Антипова (нач. 1930-х годов, Хавская, 5), общежитие для слушателей Института красной профессуры архитекторов Д.Осипова и А.Рухлядева (1929 - 1932 годы, Б.Пироговская, 51), рабочий клуб текстильщиков архитектора Л.Веснина (1927 - 1928 годы, Сельскохозяйственная, 24), комплекс общежитий Коммунистического университета национальных меньшинств запада им. Ю.Мархлевского архитектора Г.Данкман (1929 - 1931 годы, Петроверигский пер., 6, 8, 10), ансамбль строительной выставки архитектора С.Лященко (1932 - 1934 годы, 1-я Фрунзенская, 3а), ансамбль планировки и застройки жилых домов "Нижняя Пресня" архитекторов П.Антипова, В.Бибикова и др. (1920 - 30-е годы).

"В основном все архитекторы - мастера первой величины, чьи идеи еще в 1920 - 1930-е годы восхищали европейских специалистов. Кроме того, такая массовая постановка объектов архитектуры 1920 - 1930-х годов - свидетельство наступления момента понимания и переоценки этого периода в истории архитектуры", - говорят представители Москомнаследия. "Переоценка периода" может обернуться и рядом жилищных проблем для тех организаций, которые из жителей просто знаменитых зданий могут оказаться жителями памятника архитектуры. А это совсем другой уровень ответственности. Ведь согласно статье 48 Федерального закона   73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" "собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия". И вполне возможно, что бремя это для многих организаций окажется слишком тяжелым. "Выселять никто никого не собирается. Просто в случае принятия решения о присвоении этим зданиям статуса памятника архитектуры его владельцы или арендаторы должны будут с нами заключить договор, согласно которому они обязаны поддерживать здание в надлежащем состоянии. И эта мера предусмотрена не только 73-м ФЗ, но и московскими законами 40 и 26. Если же владельцы или арендаторы начинают протестовать или не выполняют предусмотренные заключенным с ними договором обязательства, то мы его расторгаем. И это расторжение происходит на вполне законных основаниях", - говорит Наталья Логинова.


Мария Токмашева  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/147