ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1459
Другой мэр и другая демократия
Юрий Лужков: «Неделя, отведенная мне для анализа, дала возможность сформулировать ряд беспокоящих не только меня вопросов»   30 сентября 2010, 09:00
 
«Потерявший президентское доверие» Лужков обвинил Медведева в авторитарных замашках и дал понять, что лучше разбирается в демократии

Письмо, которое бывший мэр Москвы Юрий Лужков написал действующему президенту Дмитрию Медведеву, вряд ли было обращено исключительно к непосредственному адресату. Возможно даже, что реакция главы государства подразумевалась отправителем в последнюю очередь. Как известно, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сообщила, что шеф ознакомился с письмом постфактум, уже после подписания указа об увольнении Лужкова. Мнение экс-мэра не могло оказать влияния ни на само решение, ни на его формулировку, максимально жесткую и уничижительную («потерял доверие»).

Попавший в опалу экс-градоначальник не подводит итог своему почти 20-летнему правлению, и не просит Медведева пересмотреть свое решение, а озвучивает свои претензии главе государства.

Вряд ли эпистола Лужкова, вполне осознанно растиражированная в СМИ – это запоздалое махание кулаками после драки. Скорее, это заявка на собственную политическую программу. Причем, бывший столичный градоначальник выступил в неожиданном амплуа – критика недемократичности режима Медведева. Кстати, заметим, что отсканированную копию письма Лужкова без купюр воспроизвело ультралиберальное издание «The New Times».

Послание мэра, лишенного своей должности, как известно, начинается с рассказа о подоплеке увольнения, о которой Медведев, безусловно, знает, но «городу и миру» об этом еще не рассказано. Лужков утверждает, что 17 сентября глава администрации президента Сергей Нарышкин вызвал его в Кремль, и сообщил о решении президента уволить мэра «по недоверию». Решение, по словам Лужкова, должно было быть оформлено как уход по собственному желанию – градоначальник должен был «уйти спокойно», с чем он, как известно, не согласился. Мэру дали 7 дней на размышление.

«Неделя, отведенная мне для анализа, дала возможность сформулировать ряд беспокоящих не только меня вопросов», - повествует Лужков.

Попавший в опалу экс-градоначальник не подводит итог своему почти 20-летнему правлению, и не просит Медведева пересмотреть свое решение, а озвучивает свои претензии главе государства – которые, собственно и составляют основную часть открытого послания.

«Сначала о демократии в стране, о которой Вы так горячо говорили на Ярославском форуме, - пишет Лужков. - Первые проявления демократии я испытал на себе, когда прозвучал мой искренний ответ г-ну Познеру в его ТВ-передаче, по поводу прямых выборов губернаторов и мэров городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этот ответ, считаю, по-прежнему, верным, - свободные выборы необходимо вернуть. Буквально на следующий день Вы заявили: "Кто не согласен - пусть уходит"».

Если этот пассаж еще можно списать на личную обиду, то далее Лужков подчеркивает, что его критика носит структурный характер. В частности, он упрекает Медведева в том, что тот не только не принял заявление мэра об отставке, но – главное, - не обратил внимания на его содержание. «А ведь там говорилось не только о моей отставке, - напоминает Медведеву Лужков. - Может быть, более важным в заявлении было то, что у нас в стране страх высказывать свое мнение существует с 37-го года».

Этот страх, по мнению Лужкова, существует и сейчас: «Если в нашей Государственной Думе говорят, что парламент – не место для дискуссий, то легко перейти к ситуации, когда в стране есть только один руководитель, слова которого "ложатся в граните" (точнее, «отливаются в граните», как изящно выразился Медведев – М. М.), и которому надо следовать во всем и беспрекословно». «Как это сопоставить с вашими призывами к "развитию демократии"?» - обращается Лужков к президенту.

Бывший мэр обращает внимание на другое заявление, сделанное Медведевым во время Ярославского форума: «Кто не согласен, может идти в оппозицию». «Это напоминает ставшее уже историческим: "Кто не с нами – тот против нас", - подчеркивает Лужков и задается вопросом: Означает ли это для нас, не согласных с вашим утверждением о том, что пенсионерам нужно продавать хлеб из другой муки, автоматический переход в оппозицию?» Говоря о «хлебе из другой муки», Лужков, видимо, подразумевает фразу, произнесенную Медведевым на совещании в Мурманске 16 сентября: «Очень важно позаботиться о социально незащищенных слоях. Вот они должны иметь свой гарантированный хлеб. Даже если он там чуть похуже качеством».

Интерес к данному сюжету продолжает подогревать молчание Владимира Путина, фактически ставшее «фирменным знаком» премьера.

Поводом для начала «беспрецедентной кампании по дискредитации», развязанной «по команде из Кремля», Лужков считает публикацию двух статей – в официозной «Российской газете» и «Московском комсомольце», издании, находящемся в хороших отношениях с московской мэрией. Экс-мэр поясняет, что статья в «РГ» написана им лично, а материал в «МК», хоть и не принадлежит его перу, но выражает его позицию.

Лужков, как «специалист по градостроительству», высказался по поводу конфликта вокруг Химкинского леса – и это высказывание не совпало с официальной точкой зрения Кремля. «Но за мнение нельзя отправлять в отставку. Это значит, что статьи были не причиной, а поводом, который обязательно нашли бы в Вашей администрации для снятия мэра с должности. Не в этом, так в другом случае», - делает вывод Лужков.

Какова же, по мнению экс-мэра, реальная, а не формальная подоплека его отставки? Лужков уверен, что причина – в «больших выборах», под которыми, видимо следует понимать электоральный цикл 2011-2012 годов. «Вам нужен другой мэр Москвы, который был бы "своим", - говорит Медведеву бывший градоначальник. - Лужков самостоятелен и неудобен. Нужно заранее готовиться к большим выборам и лучше поставить другого. Это понятно».

Из письма бывшего мэра следует, что, устраняя Лужкова и его группу с политической сцены, Кремль идет на поводу у маргинальной оппозиции. «Ваша администрация, с ведома или без, завела своими действиями политическую ситуацию в тупик, - говорится в обращении к Медведеву. - Всякие "немцовы" и другие "вечно несогласные" получили прекрасный шанс прокричать: "господин Президент, если Вы не снимете Лужкова, Вы - слабый руководитель"».

Напомним, письмо было направлено еще до снятия мэра с должности – тогда еще можно было говорить о «если» и ставить Медведева перед выбором: «Вариантов всего два: при наличии весомых оснований, освободить меня или публично отмежеваться от тех, кто сделал Вам такую дикую услугу».

Медведев принял свое решение. Теперь интерес представляет дальнейшая политическая эволюция Лужкова, который, как известно, ушел из «Единой России» (в создании которой он принимал непосредственное участие), но не собирается уходить из публичной политики. Кроме того, интерес к данному сюжету продолжает подогревать молчание Владимира Путина, фактически ставшее «фирменным знаком» премьера.


Михаил Мошкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1459