ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1443
Чужие амбиции
Если подлинными проблемами Северного Кавказа не занимается Кремль, то ими занимается кто-то другой — кто не чурается кровопролития   14 сентября 2010, 09:00
 
Перечисляемые в Северный Кавказ миллиарды не помогут прекратить террористическую войну, ибо они не учитывают духовную и этническую составляющие проблемы этого региона

В минувшее воскресенье количество пострадавших в результате взрыва 9 сентября у входа на Центральный рынок Владикавказа выросло до 173. В понедельник итоговая цифра жертв теракта составила 178 пострадавших. В общей сложности в больницах Северной Осетии на стационарном лечении находится 137 человек, из них семнадцать - в Москве. Похороны жертв теракта, начавшись в пятницу, продолжались и в воскресенье — всего в результате взрыва погибло 17 человек (не считая самого смертника): 14 погибли на месте, еще три человека скончались в медицинских учреждениях.

«Федеральные чиновники продолжают повторять, как мантру, положение о том, что на Кавказе есть гражданское общество. Дескать, вся законодательная база есть, и нужно решать проблемы Кавказа на ее основе».

Владикавказский теракт стал очередным сигналом — очень громким сигналом — властям о неподконтрольности ситуации на Северном Кавказе.

«Этот теракт еще раз подтверждает, что ставка только на финансовую сторону вопроса, стремление купить лояльность элит и социальное спокойствие не приносит желаемых результатов. Так что те огромные суммы, которые наше правительство собирается вложить в этот регион, никого не успокоили и не удивили. Все эти меры никоим образом не повлияли на террористическую активность», - прокомментировал действенность мер, предпринимаемых федеральным центром в отношении нормализации ситуации на Северном Кавказе, в своем интервью заместитель руководителя Центра консервативных исследований (ЦКИ) Социологического факультета МГУ Валерий Коровин.

Напомним, незадолго до владикавказского теракта, 6 сентября, в ходе совещания в Сочи полпред президента в СКФО Александр Хлопонин представил на утверждение премьер-министру РФ Владимиру Путину Стратегию развития Северного Кавказа до 2025 года. Для достижения поставленных Стратегией задач, которые даже самим Хлопониным характеризуются как «амбициозные», в Северо-Кавказский федеральный округ планируется направить миллиарды рублей.

Валерий Коровин убежден, что бедность, социальная неудовлетворенность, которую многие охотно видят в качестве главного провокатора террористической активности на Северном Кавказе, к делу не имеет никакого отношения. «Другое дело – религиозная мотивация, когда перед человеком стоят некие цели, заведомо превышающие цели материального достатка. ... Очень часто верующие люди оказываются в рядах террористического подполья по той причине, что на другой стороне они видят светское государство, которое ни во что не ставит их религиозные убеждения, веру и представления о мире», - поясняет свою точку зрения евразийский эксперт, поясняя при этом распределение акцентов в словосочетании «религиозный экстремизм»: «Они скорее идут против светской, отчужденной и холодной государственной модели, нежели выступают за террористическое подполье (которое к ним, может быть, столь же равнодушно)».

На взгляд аналитика ЦКИ, попытка усреднить Кавказ вместе со всеми остальными российскими регионами и является самой главной ошибкой в деятельности федерального центра в этом регионе: «Не надо рассматривать Северный Кавказ как типичный и типовой российский регион. ... Однако федеральные чиновники продолжают повторять, как мантру, положение о том, что на Кавказе есть гражданское общество. Дескать, вся законодательная база есть, и нужно решать проблемы Кавказа на ее основе».

Религия, которой не придают должного значения в оценке ситуации, этнос, которого, видимо, для властей вообще не существует — вот при помощи чего умелыми руками культивируется питательная среда для террора. Это естественно — пустым не бывает не только «свято место». «Природа не терпит пустоты», - как заметил когда-то Аристотель, поэтому, если подлинными проблемами Северного Кавказа не занимается Кремль, то ими занимается кто-то другой — кто не чурается кровопролития.

«Терроризм скорее возникает в ситуации отчужденного и неприязненного отношения государства к вере людей, их традициям, обычаям и устоявшемуся образу жизни. У нас до сих пор этнос не является юридической категорией, в Конституции он также не указан. ...Кавказ населен конкретными этносами, а не абстрактным "гражданским обществом", и пора это понять. Соответственно, нужно внимательно разбираться с тем, что здесь происходит, демонстрировать внимание к этносам, которые его населяют, и составлять дальнейшую программу развития региона с учетом этих особенностей», - именно в этом видит разрешение северокавказской проблемы Валерий Коровин.

«У нас сначала правили военные, теперь – экономисты. Одно упрощение, и другое – упрощение. Должны быть интеллектуалы, которые помогут Хлопонину».

О том, что видение в «нерешенной кавказской проблеме» исключительно экономических причин ни к чему хорошему не приведет, предупреждал и руководитель ЦКИ, профессор МГУ Александр Дугин. В одном из своих интервью философ заверил, что до тех пор, пока Кремль не объяснит населяющим Кавказ этносам, зачем им оставаться в составе Российской федерации, и, самое главное, не сделает соответствующих для этого шагов, обстановка на Северном Кавказе не нормализуется: «Россия должна определить свое цивилизационное лицо. Мы говорим [кавказским народам] "будьте с нами, никуда от нас не уходите", но не даем оснований. А почему "будьте с нами"? Мы их просто принуждаем или разводим? Поэтому, на мой взгляд, экономика и сила должны идти вслед за глубокой, продуманной, социальной интеллектуальной философской политикой. А вот именно этого нам не хватает».

Видение корня проблемы позволяет Александру Дугину критиковать критиковать конкретные действия властей, направленные на якобы улучшение ситуации на Северном Кавказе: «Александр Хлопонин в качестве полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе — не самая лучшая идея для разрешения всех проблем, связанных с Северным Кавказом. Во всяком случае, со всем ему не удастся разобраться, это однозначно. Сильная стороны Хлопонина – это экономика, наверное поэтому его и поставили. ... Но мы осуществляем слишком серьезное упрощение ситуации, когда все сводим к экономике. Проблемы Кавказа, помимо материальных и экономических, имеют еще духовную, интеллектуальную, социальную, этнологическую и социальную составляющую».

На основании этого известный русский философ предложил организовать при полпреде серьезную комиссию по этносоциологии и религиоведению. «У нас сначала правили военные, теперь – экономисты. Одно упрощение, и другое – упрощение. Должны быть интеллектуалы, которые помогут Хлопонину осуществлять те задачи, которые перед ним поставлены. Я думаю, что необходимо предложить полноценный социальный проект интеграции этого региона в Российскую Федерацию, но для этого необходимо иметь национальную стратегию, национальную идею. Без этого мы не сможет объяснить, куда и для чего им интегрироваться».

Недавний владикавказский теракт — наверняка не последний в череде акций по подрыву обстановки на Северном Кавказе. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы делать подобные мрачные пророчества. Но что совершенно непонятно, так это то, сколько еще миллиардов бросит Кремль в кавказскую «черную дыру», пока до него не дойдет, что не все проблемы решаются деньгами. Иногда нужно действительно думать.


Подготовил Эрнст Плиев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1443