ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1412
Доблесть и верность служению Отечеству
Когда говорят: «на Кавказе нужна сильная власть», я говорю «да». И добавляю: «и умная». Но к себе я этого не отношу. Я не волшебник, я этому учусь.   2 августа 2010, 09:00
 
Карачаево-Черкессия служит общему делу России, следуя своим исконным традициям и противостоя чуждым навязываемым ценностям

От редакции: Нельзя утверждать точно, но люди рассказывают… А люди, как известно, зря говорить не будут. К тому же история пишется не только официальными историками – знаем мы, что за история у них получается, - но и простыми людьми, передаваясь «из уст в уста». Этот последний способ сложения истории наиболее древний, да и доверия к нему у народа всегда больше. Неважно, было это или не было, но срез эпохи такая устная народная история показывает куда красноречивее и точнее, да и роль личности здесь более приближена к народному восприятию.

Многие либералы ссылаются на «стихию рынка». А кто сказал, что рынок – это неуправляемая вещь? Нам необходимо формирование такого контекста, в котором нужный эффект приносили бы полноценные рыночные методы управления.

Так вот, рассказывают, что когда нынешний президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев только заступил на свой пост, сел он в обычную машину и поехал из Карачаево-Черкесии в Ставропольский край. Да попал на пост ГИБДД, стоящий на выезде из республики. А потом на второй — тот, что на въезде в Ставропольский край.

Надо сказать, что молва об этих двух постах в народе ходила мрачная, невозможно было проехать, хоть сколько-то не заплатив. Поборы росли и росли, люди старались меньше ездить, а те, что решались, потом долго ещё ругали «хапуг и взяточников гаишников», сокрушаясь и негодуя, мол, «куда же смотрит власть?» В общем, не опознали, говорят, гаишники нового президента, не привыкли, дескать ещё, обобрали по полной, вытрясли все, что могли…

Нет больше тех постов, в чём авторы данного материала убедились лично. И проезд теперь свободный, и люди довольны, и связи между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией, как экономические, так и социальные, стали более интенсивными. А это для Северного Кавказа крайне важно.

Вот такая история. Что в ней быль, а что народная реконструкция, сложно судить, но образ Бориса Эбзеева, да и любого политика вообще, из таких вот историй и складывается… Мы же предлагаем читателям Информационно-аналитического портала «Евразия» интервью с Борисом Сафаровичем Эбзеевым, записанное в здании Дома правительства КЧР, в президентском кабинете.

- Борис Сафарович, въезжая в республику, мы обнаружили на склоне надпись, выложенную белым камнем – «Россия у нас одна!» А в чём, по-вашему, символизм Карачаево-Черкесии для России?

Отвечая на этот вопрос, расскажу вам такой случай: была зима 1993 года. Великая княгиня Мария Федоровна вместе с дочерью и её сыном Георгием, мальчиком 10-12 лет, посетили Россию и оказались на торжественном ужине в Кремле, где Александр Владимирович Руцкой, в то время вице-президент России, организовал приём в честь августейшей фамилии. Тогда это было модно – давайте мы восстановим чуть ли не государя-батюшку на троне. Я был туда приглашён. И вот именно Руцкой Александр Владимирович говорит – вот, Эбзеев – кавказец, – а у Великих князей корни – грузинские, из Багратидов, обратил их внимание... На что я отреагировал просто: «Простите великодушно, но на Руси-матушке, начиная от государя-императора и кончая всем русским и российским дворянством, почитали за честь носить черкеску, которая выступала в качестве гарантии верности служения Отечеству».

- В качестве своеобразного знака.

Да, своего рода знак. Так вот, на мой взгляд, символизм Карачаево-Черкесии, да и Северного Кавказа в целом, как раз в доблести и верности служения Отечеству и заключается.

- Северный Кавказ, это вообще кладовая традиций большой России, её народов и этносов. Как у вас в республике нынешняя молодёжь воспринимает культурно-традиционное многообразие, осуществляется ли религиозное воспитание?

Безусловно, такие усилия нами осуществляются, регулярно проводятся молодёжные лагеря, где новому поколению передаются духовные и культурные традиции прошлых поколений. В этом году мы также планируем проведение молодёжного лагеря, в рамках которого мы объединим людей разной конфессиональной принадлежности. Это молодые люди, которые поют, пляшут, общаются, ходят в горы, занимаются экстремальным туризмом и т. д. Но там обязательно присутствуют молодые иноки, я имею в виду православных священников. Там присутствуют молодые ребята, исповедующие ислам, мусульманские верующие.

Впервые данную инициативу проявили Исмаил Хаджи Бердиев, муфтий Карачаево-Черкесии, и я лично убежден, - а я неоднократно имел личные отношения с лидерами наших религиозных конфессий, - что в этой ситуации очень важно, чтобы они сами проявляли подобные инициативы.

- Сейчас битва за молодёжь идёт нешуточная, множество западных т. н. «проповедников»-сектантов, а также многочисленные НПО, работающие на Кавказе, пытаются «перепрошить» нашу молодёжь, переманить на свою сторону. Это и осуществляется с помощью внешнего влияния. Присутствует ли у вас в республике так называемая «рука Вашингтона»?

В прошлом году, как раз находясь в молодёжном лагере, я к своему вящему неудовольствию обнаружил там брошюрки ЮСИА [1]. Вы спрашиваете касательно чьей-то руки, есть ли она? Разумеется, есть. Другое дело, я – маленький человек, маленькая республика, это выше моего понимания, и даже моих полномочий.

- Здесь фактор религиозного воспитания играет роль своего рода противоядия от подобного воздействия, вам не кажется?

В целом да, согласен, однако, здесь я бы не хотел преувеличивать роль и значение религиозных норм. Ведь существует и такое явление, как противоречия между адатами и, например, сводом религиозных правил, таких как шариат. Если взять мусульман, допустим, Дагестана, то влияние шариата там неизмеримо сильнее. Что же касается Карачаево-Черкесской республики, то здесь адаты имеют большее значение, нежели шариатские нормы. Я не могу судить касательно иных субъектов РФ, входящих в состав СКФО. Взять, к примеру, Чечню: 8 мая я был в Чеченской республике, вернулся оттуда с чувством восхищения, и, если зависть бывает белая, то и с чувством белой зависти. Так вот в Чечне также, на мой взгляд, шариат имеет гораздо большее значение.

- Вообще шариат здесь появился довольно поздно. Адат – более естественное явление для Северного Кавказа.

Именно так. Именно в адате сохранился ислам в советский период. К примеру, Карачаево-Черкесия когда-то была автономной областью в составе Ставропольского края. За весь советский период в нашей истории, может быть одна или две мечети всего сохранились в Карачаево-Черкесии. Более того, было не просто преследование, но выдавливание ислама, исламского духа из мироощущения и миропонимания людей. Я же, слава Богу, даже в то время рос в семье, в которой никогда не забывали имя Всевышнего. Так вот, когда я работал в Саратове, а я там был и студентом, и старшим преподавателем, доцентом, профессором и т. д., то когда я, например, на похоронах, поднимал руки и проводил ими по несуществующей у меня бороде, то мне делали замечания – вроде интеллигентный человек, книжки пишешь, а такие пережитки тяжкого прошлого соблюдаешь. Были и такие вещи. Но всё же ислам сохранился, им не удалось его полностью вытравить.

- Были ли они искренни тогда, говоря вам о «тяжком прошлом»? Или это была социальная адаптация к доминировавшей системе? Тем не менее, ислам все-таки сохранился, слава Богу, благодаря адату во многом!

Вы сказали о социальной адаптации.

- Конформизм.

Конформизм – это слишком высокое слово, я боюсь, что многие из этих людей просто не знают значения этого слова, поэтому я бы вспомнил здесь принцип «хамелеона». Тем более, что абсолютное большинство из них, да, наверное, все, удивительно быстро оказались настолько верующими, более того, руководителями соответствующих религиозных общин и структур.

- Как марксисты оказались либералами.

Именно так. Между прочим, я, видимо, плохо знаю, что такое современный либерализм. Но с этим пошлым постулатом, удивительно пошлым и разрушительным для нашего Отечества постулатом, – «меньше государства, больше свободы» – никак согласится не могу. К тому же это старолиберальный подход. А что касается новолиберального подхода – меня «восхищают» некоторые законодатели, не то чтобы идей или каких то светлых мыслей, а скорее ретрансляторы чужих мыслей. Прочитают какую-нибудь книжонку на иностранном языке, заучат ее наизусть, и повторяют, не подумав о том, что эта книжка была написана на совершенно иной почве, там, где иная история, иная психология, иная природа общества, народа, всего остального.

И вот когда мне говорят – «меньше государства», я вспоминаю о том, что мы пока ещё самый читающий и образованный народ, хотя уровень образования, конечно, падает. У нас есть ресурсы, которые никому в мире не снились. У нас есть всё. Но нам необходим тщательно продуманный, и именно в этих целях, я убежден, и создан СКФО – проект для Северного Кавказа – национально ориентированное государственное управление. В данном контексте нация должна пониматься именно как единая политическая, гражданская нация, которая выше этничности. Т. е. проект национально-ориентированный именно в широком, конституционно-правовом смысле. И с этой точки зрения следует воспринимать шаги в этом направлении президента и председателя правительства РФ.

Многие либералы ссылаются на «стихию рынка». А кто сказал, что рынок – это неуправляемая вещь? Нам необходимо формирование такого контекста, в котором нужный эффект приносили бы полноценные рыночные методы управления. Например, мы создали соответствующие налоговые льготы. Тем не менее, инвестор не идёт. А во всём мире говорят, что именно таким образом необходимо регулировать рынок. Далее, наш климат – это что, непонятная вещь? Возьмите Сибирь, возьмите Крайний Север. Люди живут. И с этой точки зрения давайте поговорим о рынке и об особенностях этого самого рынка. Возьмите высокогорные аулы Карачаево-Черкесии. Уверяю, что климат тот же самый, что и за Уральским хребтом. Думаю и некоторые иные субъекты, расположенные в СКФО, могли бы сказать то же самое.

- Вы говорите о рынке, но это понятие имеет две крайности. Есть мировая глобальная финансовая система, а есть философия хозяйства, традиционных подход к хозяйствованию – и то, и другое определяется рыночными отношениями. Вы уже говорили, что очень важно соблюдать баланс между традицией и современностью. Не кажется ли вам, что наложение глобальной финансовой системы на модель философии хозяйства несколько выхолащивает, или даже убивает все живое на своем пути, и у людей, которые живут в горах или предгорье, в этом климате, о котором вы говорите, просто опускаются руки перед этим шквалом совершенно чужеродной непонятной фразеологии, моделей, подходов, которые здесь вообще никак не воспринимаются. Это другая операционная система, которая не ложится на эту почву. Может быть, здесь этот самый баланс, о котором вы говорите?

Какой хитрый вопрос задает Валерий Михайлович! Маленький субъект Российской Федерации. Менее полумиллиона населения. Четырнадцать с небольшим тысяч квадратных километров. И что, Вы-таки думаете, что я готов отвечать на такие глобальные вопросы?!

- Мы естественным образом постепенно подошли к такому формату беседы.

Хочу вам сказать, что по сегодняшний день идёт становление этих отношений. Назову несколько примеров. Карачаево-Черкесия: по данным Росстата – около миллиона овец, 212 тысяч голов крупного рогатого скота, мог бы назвать количество лошадей, свиней, коз, птицы и т. д. и т. п. Я ежедневно занимаюсь этими проблемами.

Возьмём Зеленчукский район. Картофель. Картофель совершенно уникальный. По осени картофель в этом районе продавали по 6-7 рублей, прямо с поля. Максимум 8 рублей.

- Если взять 80 рублей – московские цены на молодой картофель, то это большая разница!

Погодите. Что мы будем говорить о Москве, она далеко, полторы тысячи вёрст. Кисловодск рядышком и там санатории. Поинтересуйтесь, какова цена килограмма картошки, закупаемой этими санаториями, домами отдыха и т. д. Вот здесь как раз необходимо государственное управление.

- Ценовое?

Нет, не просто ценовое. Но вы объясните, какими законами рынка может быть обусловлено приобретение картофеля по 28 рублей за кг, а не за 6-8 рублей?

Идеологический вакуум восполняется теми общечеловеческими ценностями, которые сформировались в авраамических религиях. И те нравственные принципы, которые изложены в Библии либо в Коране, являются основой воспитания.

- Корпоративные интересы. Клановость. Откаты.

Что вы понимаете под клановостью? Вот вы явно понимаете под клановостью то, что, вот, например, Эбзеевы собрались и организовали соответствующий клан? Да нет. Кланы сегодня чаще всего формируются на базе своекорысти.

- Я и говорю. Как ещё можно объяснить покупку картофеля по 28 рублей?

Не на почве родственных отношений, и уж простите великодушно, вовсе даже не на почве этнонациональной принадлежности. И когда ребята воруют...

- Они на этнос не смотрят

Я вас уверяю, там интернациональное братство. Об этом надо прямо говорить.

- Тогда один из вопросов, который я хотел бы задать, – коррупция и клановость в Карачаево-Черкесии. Есть ли такая проблема и как она решается? По Кавказу, мне кажется, это одна из самых серьёзных проблем.

Конечно, есть. Имеет свои особенности? Да, разумеется. Но я хотел бы обратить внимание на один маленький пустячок: «Мертвые души» не с Кавказа писали. Как с этим бороться? Прозрачность деятельности власти.

Вот, к примеру, есть законодательная база, проводятся соответствующие заседания нашей антикорупционной комиссии, всё, вроде бы, что надо, всё это делается. Но если не будет прозрачности, не будет ничего.

Я вам приведу один-единственный пример: объекты капитальных вложений, капстроительство. В свое время вбухали огромные деньги, буквально миллиарды в эту самую незавершёнку. Вырыли котлованы, залили фундамент, подняли стены из белого кирпича и в течение 10-15-20 лет стоят эти сооружения, пустыми глазницами смотрят на мир, разрушаются под влиянием дождя, ветра, снега и т. д. Сколько денег туда ушло?!

Так вот, в Карачаево-Черкесии мы установили такое правило: вот перечень объектов – школа, больница... Ну, фельдшерско-акушерские пункты – здесь мы, слава Богу, решили эти проблемы. 63 объекта в прошлом году мы ввели в строй. Так вот, правительством составляется перечень недостроенных объектов, я его самым внимательным образом изучаю: если на 80-85% объект готов, мы его достраиваем. В противном случае это будет памятник нашей бесхозяйственности. Но прежде чем этот перечень запускается в дело, его рассматривает Президиум Народного собрания Карачаево-Черкесии. Для того, чтобы не было взаимных подозрений и взаимного недоверия.

Вы говорите о Госсовете. Так вот эти самые механизмы можно по-разному реализовывать: там больница, там школа, там детское учреждение, и для того чтобы не было взаимных подозрений – вот видите, нас обидели, – вот именно для этого этот перечень утверждается на заседании Народного собрания. И правительство самым строжайшим образом, да и Народное Собрание отслеживает, чтобы этот перечень соблюдался.

- Интересно, этот опыт используется в других республиках?

Не знаю. Не могу об этом сказать. Я несу ответственность только за нашу республику. Я всякий раз ставлю проблему сбыта. Здесь подходы должны быть интересными. Один большой умник предложил – давайте пойдем по дворам, по домам, там наши женщины занимаются рукоделием, кто-то носки вяжет, кто-то шапочки и т.д. и т.п. В подобных ситуациях у меня всегда возникает вопрос – а что лучше? Идти туда или не идти? Я вас уверяю, если на эту продукцию будет спрос, мы организуем соответствующие структуры. Ну, в конце-концов, в своё время была система Заготскот, потребсоюзы, – они вроде бы есть и теперь, – мы в состоянии обеспечить скупку этих изделий. Мы в состоянии это делать. Но всё это возможно только при условии, что есть сбыт. А вот для этого необходимы взаимоотношения, в т.ч. и между субъектами. И с этой точки зрения, автаркия Северо-Кавказского федерального округа мне лично представляется абсолютно недопустимой. Ни автаркия поселения, района, городского округа, республики, либо округа. Потому что мы сможем поставлять то, чего нет где-то, и получать взамен то, чего нет у нас.

Первый субъект, в который я проехал, это моя родная Саратовская область. Это было связано с заключением соглашения о сотрудничестве. Для нас чрезвычайно интересны, к примеру, троллейбусы, которые ходят только по городу Черкесску. А вы когда приехали в республику?

- Только что.

Обратите внимание на троллейбусы. Новенькие, которые бегают по городу Черкесску. Мы их 13 штук закупили, планируем закупить еще 15. И тогда проблема обновления троллейбусного парка будет для нас решена. Тогда мы начнем думать над тем, что пора строить новые троллейбусные линии по другим направлениям. С деньгами у нас проблема, но я надеюсь, что удастся привлечь туда и бизнес, который в этом заинтересован.

- Вы так исчерпывающе отвечаете.

Я же сказал, должна быть прозрачность власти. И при этом своим коллегам сказал – неважно, это выборный период или послевыборный период, главное не лгать. Обещания не раздавать. А слово дал – умри, но выполни. Потому что иначе тогда происходит утрата доверия...

- Это то, что не восстановишь.

Вы не представляется то тепло, радость общения, то восхищение, которое испытывают люди. У нас праздники проходят. Вот день города Ставрополя в прошлом году. Так вот более 90 человек – это люди искусства, это танцевальные коллективы. Мы поехали вместе в город Ставрополь. Это было просто удивительно! Сам праздник был великолепен.

Приведу ещё один пример. Я поехал на праздник в станицу Зеленчукская, которая отмечала своё 150-летие. Пригласили Владыку Феофана. Владыку «Метеора», как я его называю.

- Да, его не поймаешь.

Он очень светлый человек. Светоч православия русского и, поверьте, истинный златоуст. И я хочу вам доложить – вот он, Владыка, и вот он, наш муфтий Исмаил Хаджи Бердиев. И те человеческие, братские, взаимоуважительные отношения, которые существуют между ними, они не могут не служить примером для всех остальных. Более того, во всех наших мероприятиях, хотя не хотелось бы это называть мероприятиями – 1 мая и поистине святой праздник 9 мая – и муфтий, и отец благочинный Валентин Корнеев стоят рядом, плечом к плечу.

Идеологический вакуум восполняется теми общечеловеческими ценностями, которые сформировались в авраамических религиях. И те нравственные принципы, которые изложены в Библии либо в Коране, эти нравственные принципы являются основой воспитания.

Я провёл инициативу по внедрению основ религиозной этики в школах. Вот видите пособия (показывает несколько пособий). И Карачаево-Черкесия принимает участие в этом эксперименте в числе19 субъектов. Счёл, что это крайне необходимо и обратился в Минобрнауку России, и в этом году мы участвуем в этом эксперименте. Хочу обратить ваше внимание, боюсь ошибиться, но где-то 52% ребятишек выбрали основы светской этики.

- Советское наследие.

Я лично это не счёл плохим знаком. Регулярно посещаю мечети, никогда этого не скрывал, как не скрывал свою веру во Всевышнего. Но, простите великодушно, вот Святая Пасха Христова – само собой в обязательном порядке в церковь, Покрова Божьей матери и т. д.

- Но вы ходите как государственный чиновник?

Извините, вы что думаете, я пошёл и просто постоял там? Я поздравляю христиан, я произношу, пусть это не покажется нескромным, некую проповедь.

- Политическая проповедь?

Нет, нет. И я с искренним чувством говорю «Христос Воскресе!» Или когда мне говорят – отвечаю – «Воистину Воскресе!» А всё почему? Дело в том, что эти базовые не только ценности, но и базовые постулаты Библии и Корана – они тождественны. Надо людям говорить и объяснять, что Святая Дева Мария – Мариам, покровительница Руси, она абсолютно почитаема исламом. Люди очень часто не знают, что в преддверии Апокалипсиса, на землю явится Исус Христос и в течение сорока дней, сея в душах человеческих мир и благоволение, будет объезжать землю. Это – согласно Корану, между прочим. Люди это должны знать и понимать в том числе и наше духовное родство. Мне кажется, что лишь только этнической или политической принадлежности – к той или иной партии, или религиозной или в том, что определяется понятием «национальный характер», это, несомненно, но только этого недостаточно. Характерологические особенности того или иного этноса – ни один из них не должен приобретать самодовлеющего значения. Вот поэтому я неизменно пытаюсь говорить – баланс, баланс.

- Баланс – это основа нашей цветущей сложности.

Но при этом хоть тысячу раз скажи «халва» – во рту-то слаще не станет. Баланс надо реализовывать.

- Баланс становится политической целью, политической миссией.

А вот это тяжело.

- Все ценное всегда тяжело даётся.

Надо иметь при этом в виду и давление извне. И здесь просыпаются мои собственные сомнения – я очень боюсь легких решений. Я боюсь быстрых решений. Приходится много, много раз просчитывать – так либо иначе. Хотя есть умники, которые говорят: «взял – отрезал».

- Может, где-то это и надо делать, в каких-то ситуациях.

В каких-то и надо делать ситуациях. Но когда говорят: «на Кавказе нужна сильная власть», я говорю «да». И добавляю: «и умная». Но к себе я этого не отношу. Я не волшебник, я этому учусь. Но я боюсь – в моем возрасте возможно ли это? Все-таки староват уже.

- Борис Сафарович, исчерпывающим образом вы ответили на все вопросы. Не смеем вас больше задерживать, мы и так уже больше часа общаемся очень интересно, но я понимаю, что есть у вас ещё и другие заботы.

* * *

[1] USIA - Независимое Информационное Агентство Соединенных Штатов, используемое для ведения информационной войны, в том числе за пределами США. Создано в 1953 году как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.


Беседовали Валерий Коровин, Руслан Кучмезов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1412