ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1403
В ожидании «научной оккупации»
Министерство образования, видимо, готово игнорировать даже своих талантливых ученых ради поиска «инновационного Эльдорадо»   21 июля 2010, 09:00
 
Министерство образования России поставило себе целью задушить российскую науку непродуманными «инновациями» и «оригинальными решениями»

Похоже на то, что тема «инноваций» стала ведущим трендом в современном государственном дискурсе. Однако, как это у нас часто случается, на нижних ступенях власти превратят инициативу президента в откровенно неудачную и плохо поставленную инсценировку. Роль одного из таких «инноваторов» по праву досталась глубоко любимому нашими школьниками и студентами господину Фурсенко. Министр образования давно не оставляет попыток реформировать ВУЗовскую систему, но в этот раз он решил повысить ставки, переключившись с несчастных абитуриентов на заслуженных ученых и молодых специалистов. Речь идет об уже реализуемой на деле федеральной программе по привлечению ученых для проведения исследований в российских ВУЗах.

Что ж, хотелось бы, чтобы хотя бы не додумались завозить ученых оптом откуда-нибудь из Китая или Индии, а то это может совсем добить и без того хилый кадровый рынок российских ученых.

В середине мая Андрей Фурсенко дал интервью британскому журналу «Nature», в котором поведал о том, как преодолеть отсталость российской науки после драматичных 90-х годов, когда более 35 тыс. ученых уехало из России за границу. Очевидно, следуя завету Петра I, министр призвал совершить ровно обратную операцию: выписать ученых из-за рубежа. На проект выделена рекордная сумма в 12 млрд. рублей - при том, что каждый грант составляет до 150 млн. руб. Таким образом, министерство образования косвенно подчеркивает, что пытается задать этой программе по привлечению ученых самую высокую планку.

Однако, уже с самого начала возникает достаточно вопросов и сомнений. В первую очередь, каким специалистам будет доверено продвигать отечественную науку? Не получится ли так, что мы отдадим средства посторонним иностранцам, вместо того, чтобы помочь российским ученым? В этом плане показательна история известного российско-американского биолога Константина Северинова, который в 2006 году вернулся из США в Россию. Автор более 120 публикаций в международных научных журналах, заведующий лабораторией в Институте биологии гена в университете Ратгерса, он долгое время не мог полноценно заниматься своими исследованиями, так как они оказались «ненужными» руководству РАН.

Министерство образования, видимо, готово игнорировать даже своих талантливых ученых ради поиска «инновационного Эльдорадо» на Западе. Что ж, хотелось бы, чтобы хотя бы не додумались завозить ученых оптом откуда-нибудь из Китая или Индии, а то это может совсем добить и без того хилый кадровый рынок российских ученых.

Лишь немногие ведущие ВУЗы страны могут похвастаться современными лабораториями. То есть вся техническая структура должна быть создана практически с нуля.

Впрочем, это не единственная претензия к новой федеральной программе. Большое недоверие и подозрение вызывает проведение конкурса на соискание грантов. Его объявили лишь в конце июня, а на заявки и различную документацию отведен всего один месяц - итоги же будут подведены в ноябре.

По словам доктора биологических наук Михаила Гельфанда в интервью «Российской газете»: «Такие сроки кажутся для тех, кто работает на Западе, несерьезными. Обычно только на разработку регламентов и организацию экспертизы требуется не меньше года, потом несколько месяцев - на подготовку заявки, и несколько месяцев длится экспертиза».

Не может ли это быть сознательным ходом, когда грант получит только тот ученый, который был извещен о конкурсе заранее теми же самыми организаторами? Во где пригодилось бы проверить постановление министерства на коррупционную составляющую. Короткий срок открывает легкую возможность «освоить» гранты. Было бы также полезно посмотреть, не распределяют ли участники Научного Совета между собой причитающиеся другим гранты?

Согласно замыслу господина Фурсенко, средства должны распределяться непосредственно ВУЗам под надзором ученого – получателя гранта. Это решение направлено на то, чтобы финансировать техническую базу университетов. Однако, при этом забывается, что лишь немногие ведущие ВУЗы страны могут похвастаться современными лабораториями. То есть вся техническая структура должна быть создана практически с нуля. Кроме того, игнорируется существующая система НИИ, где действительно занимаются наукой.

В этой ситуации Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) вынужден урезать финансирование именно этих учреждений, которые более эффективны. Если ничего не изменить, то 12 млрд. рублей могут пойти немногочисленным «избранным», а на науку опять положат болт.


Василий Аркадьев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1403