ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1394
Тактика прежняя, цель иная
В последние полгода праворадикалы пытаются компенсировать отсутствие массовых публичных мероприятий «идеологической работой»   8 июля 2010, 09:00
 
Правозащитники из центра «Сова» воздали должное милиции, пресекающей антигосударственные действия правых экстремистов

Информационно-аналитический центр «Сова», позиционирующий себя как исследовательская структура, ведущая мониторинг проявлений экстремизма (в подавляющем большинстве случаев неонацистского и этнонационалистического толка) обнародовал в среду очередной доклад, подводящий итоги истекшего полугодия.

Особняком в докладе стоит история «приморских партизан», которую «Сова», хотя и косвенно, но относит к проявлениям антигосударственного террора.

По мнению авторов исследования, российская крайне правая переживает далеко не лучшие времена. Наиболее крупные и известные организации переживают внутренний кризис, пытаются заигрывать с «либеральными» и «демократическими» группами. Одновременно растет число уголовных дел и приговоров по делам об экстремизме, причем, далеко не всегда суды применяют пресловутую 282-ю статью УК.

В последние годы эксперты «Совы» фиксируют неуклонное снижение числа столкновений на межэтнической почве, и 2010 не является исключением. За первое полугодие 2010 года от расистского и неонацистски мотивированного насилия в России пострадало не менее 167 человек, 19 из которых погибли. Для сравнения, за аналогичный период 2009 года было убито 52 и ранено 242 человека. «Это, безусловно, в первую очередь результат милицейских операций, которые заметно сокращают количество наиболее активных групп», - прокомментировал данные доклада директор центра «Сова» Александр Верховский.

При этом в исследовании отмечается и другой тренд: российский радикализм начинает менять свою природу. Уже в преамбуле доклада подчеркивается: «Явно развивается стремление ультраправых к антигосударственному террору, особенно на волне все возрастающих антимилицейских настроений». Отметим, что нынешнее исследование, представленное центром «Сова», в отличие от предшествующих, было подготовлено на российские гранты – на средства господдержки, выделенные в соответствии с распоряжением президента Дмитрия Медведева от 16 марта.

К антигосударственным акциям экстремистов «Сова», в частности, относит подрыв железнодорожных путей и дрезины под Питером в феврале этого года, а также поджоги и подрывы милицейских участков в Пензе и Ростове-на-Дону. «Столкновения с силами правопорядка – это уже не новость, - подчеркивает Верховский. - Наиболее радикальные группы, что ультраправые, что ультралевые, уже два года в разных местах нападают на милицию. Хотя известны и другие случаи: скажем, ультраправые нападали на государственного обвинителя, была попытка избиения прямо перед залом суда, было убийство судьи Эдуарда Чувашова (федеральный судья Мосгорсуда, который вел дело группировки «Белые волки» - М. М.). Дело об убийстве еще не раскрыто, но, скорее всего, это дело рук ультраправых. Это все не новые вещи».

Особняком в докладе стоит история «приморских партизан», которую «Сова», хотя и косвенно, но относит к проявлениям антигосударственного террора. «Подчеркнем, что по имеющимся на сегодняшний момент сведениям, невозможно говорить, были или не были участники группировки мотивированы праворадикальными идеями, однако показательно, что ультраправая среда попыталась воспользоваться ситуацией», - подчеркивается в докладе правозащитников.

Авторы обращают внимание на то, что после появления информации о личностях подозреваемых, 8 июня 2010 г. ультраправый сегмент Интернета подключился к пропагандистскому освещению деятельности так называемой «группы Романа Муромцева».

Так, первые упоминания об отношении к ультраправым появились на сайте организации «Северное братство». От имени предполагаемого лидера группы - Муромцева были опубликованы два воззвания, в которых, по утверждению экспертов «Совы», присутствовали не только призывы «защитить русский народ и Россию от национальных изменников и предателей», но и расистские утверждения.

«Уже это заставляло предположить, что тексты не принадлежали «партизанам», и сомнения в этом исчезли, когда приморские милиционеры заявили, что информация о причастности Муромцева к банде была ошибочной», - отмечается в докладе.

Однако подчеркивается далее, на агитационную кампанию ультраправых это не повлияло. «Насколько можно судить, из этой («приморской») группы только двое до этого имели какую-то ультраправую историю, и трудно сказать, были ли они на момент совершения преступлений членами каких-то ультраправых групп», - отмечает Верховский.

Один из таких людей с экстремистским бэкграундом, по мнению правозащитников – Андрей Сухорада. В докладе «Совы» подчеркивается, что в прошлом он был сторонником Эдуарда Лимонова, а впоследствии проходил по уголовному делу о серии расистских нападений, совершенных во Владивостоке.

«Остальные, похоже, руководствовались скорее мотивом мести милиции за какие-то злодеяния, - отмечает Верховский. - И поскольку такая мотивация, скажем так, должна часто встречаться в нашей стране, к сожалению, то ею радикальные политические группы стараются пользоваться в своих интересах. Я как раз думаю, что "приморскими партизанами" не управляла закулисная рука. И то, что у них немедленно нашлись подражатели (гораздо менее, конечно, решительные), это тоже показатель».

В целом же, как убеждает заместитель господина Верховского Галина Кожевникова, общественно-политическая активность «официальных» радикальных движений и групп явно идет на убыль. «Такая активность была очень мала, что неудивительно: практически все они по разным причинам в настоящее время находятся под серьезным давлением со стороны государства, - полагают авторы доклада «Совы». - Общероссийские скоординированные акции удалось провести лишь одной организации – Движению против нелегальной иммиграции (ДПНИ)».

«Внутренние проблемы ультраправых групп – разного свойства, - подчеркивает замдиректора «Совы» Галина Кожевникова. - В публичном пространстве наиболее заметны ДПНИ и его союзники, и до недавнего времени был заметен "Русский образ" и союзники. В ДПНИ внутренние проблемы связаны с катастрофическим сокращением численности организации. Это было видно уже в прошлом году, когда они проводили съезд и были вынуждены поменять регламент, потому что народ не набирался на съезд».

В «Славянском союзе», по утверждению Кожевниковой, - похожий раскол. В «Русском образе» внутренние проблемы, по словам замдиректора «Совы», «связаны с довольно странной ситуацией». «РО» большую часть своей деятельности посвятил аккумуляции финансовых средств на поддержку так называемых правых политзаключенных, - говорит Кожевникова, - В какой-то момент на ультраправых ресурсах "Русский образ" был обвинен в растрате средств, после чего они были вынуждены публиковать финансовые отчеты, какие-то оправдания».

Мимо внимания правозащитников не прошли даже случаи сотрудничества маргинальных (и, как подчеркивается в докладе, - карликовых) групп ультраправых и ультралибералов.

Правозащитники делают оговорку, подчеркивая, что не могут «снаружи следить за перипетиями внутренней жизни довольно закрытой организации, но видимо, там какие-то действительно серьезные проблемы, поскольку долгое время «Русский образ» должен был оправдываться».

Неудачей закончилась попытка лидера Русского общенационального союза (РОНС) Игоря Артемова и восьми его соратников поучаствовать в избирательной кампании в Петушинском районе Владимирской области. «Для обеспечения агитации, пиара и наблюдения за выборами были привлечены ультраправые активисты из других регионов», - утверждается в докладе. Далее там говорится о том, что «6 февраля в Покрове активисты из Тулы устроили расистское шествие (РОНС утверждает, что это был крестный ход), и в тот же день в городе были избиты люди с неславянской внешностью».

«РОНС, насколько я знаю, теперь вынужден вести затяжную борьбу в судах и правоохранительных органах. Они, конечно, склонны серьезно приврать, но в апреле и мае была серия запретов материалов РОНСа, признания их экстремистскими материалами», - утверждает Кожевникова. – Сейчас, по словам Артемова, против активистов РОНСа было возбуждено 4 уголовных дела, по различных статьям - не только по 282-й, но и по статье «неподчинение сотрудникам милиции». Активность организации в связи с этим заметно снизилась».

При этом «Сова» отмечает, что зачастую национал-патриоты оказываются востребованы «большими» партиями – в качестве примера правозащитники приводят Ростислава Антонова – одного из лидеров новосибирского ДПНИ и «Русского общественного движения» (РОД), баллотировавшийся в горсовет по списку «Справедливой России».

Составители доклада (подготовленного под редакцией директора центра «Сова» Александра Верховского), полагают, что «все чаще и чаще активисты праворадикальных групп не в идеологических и этнонационалистических терминах, а в терминах общей оппозиции действующему режиму». В частности, говорится в докладе, то же ДПНИ присоединилось к акции «несогласных» на Триумфальной площади 31 мая. «Правда, - делают оговорку представители «Совы», - в настоящее время это участие, как правило, осуществляется в персональном качестве, без соответствующей символики и предоставления слова на митинге».

Мимо внимания правозащитников не прошли даже случаи сотрудничества маргинальных (и, как подчеркивается в докладе, - карликовых) групп ультраправых и ультралибералов. «В данном случае речь идет о так называемых чаепитиях – митингах, в числе организаторов которых выступает Национал-демократический альянс (НДА)», - поясняют составители доклада.

Так, на одной из таких акций присутствовали не только активисты НДА (которых «Сова» считает расистами), «Либертарианской партии» и других незначительных групп, но представители движения «Солидарность». Эксперты «Совы» делают акцент на том, что московское руководство «Солидарности» «вполне отдавало себе отчет в том, кто является организатором митинга, и тем не менее сочло возможным принять в нем участие».

В целом же, резюмируют составители доклада, в последние полгода праворадикалы пытаются компенсировать отсутствие массовых публичных мероприятий «идеологической работой»: «появился (особенно весной) целый ряд программных текстов, посвященных тактике и стратегии развития ультраправых групп и «антигосударственной борьбы» в целом.


Михаил Мошкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1394