ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1341
Новое солнечное сплетение
Нельзя упускать из виду и такое развитие ситуации, что «талибы», потеряв основные позиции в Афганистане, смогут проявить хоть какую-то активность только на Северном Кавказе   15 мая 2010, 09:00
 
Анализ геополитической ситуации говорит о том, что в будущем центр геополитического противостояния может окончательно переместиться с Кавказа в Афганистан

В патриотической среде – а в последнее время не только – широко распространено убеждение, что главным виновником всех бед, происходящих на Кавказе, являются Соединенные Штаты Америки. Несомненно, существуют факты, свидетельствующие об этом, и против них возразить нечего даже при всем желании. Однако, все было бы слишком просто, если бы во всем действительно была виновата Америка.

Следует ожидать, во-первых, все больших попыток завладеть оружием массового поражения, и во-вторых, переориентацию мусульманских фундаменталистов с северного направления на западное.

На самом деле геополитические интересы кого бы то ни было могут служить и чаще всего служат лишь катализатором уже существующих этнополитических противоречий – в том числе и на Кавказе. А катализатор, как известно, служит только для ускорения социальных процессов - таких как формирование элитных групп (с помощью зарубежного финансирования), более четкое структурирование этнического недовольства отдельных народов существующим режимом, направления этого недовольства в заранее планируемое русло и т. п.

Для того же, чтобы катализатор начал действовать, должны существовать реальные причины социальных процессов. В нашем случае – это неспособность центральной власти эффективно осуществлять управление, затяжной этнополитический кризис и т.п. – т. е. внутренние структурные принципы, в наличии которых можно обвинять только самих себя.

В этой связи можно лишь заметить, что сами по себе «зоны интересов» на Кавказе не имели бы особого значения, если бы не безалаберная политика федерального центра в 90-е гг. XX века.

Кавказ всегда был зоной геополитических интересов разных стран - России, Турции, Германии и т. д. Однако, так было не всегда. Роль, которую играл Кавказ для безопасности России в прошлом, была незначительна. Последние две мировые войны показали ничтожность значения черноморского флота, поскольку исход сражений решался на полях Белоруссии и Украины. Для Гитлера Кавказ был одной из целей, причем далеко не первостепенной. Во всяком случае, уступающей по значению Сталинграду, где, собственно, и была решена судьба битвы за Кавказ.

Точно такая же ситуация была характерна для эпохи русско-турецких войн. Кавказ играл роль второстепенного театра боевых действий, на котором действовали вспомогательные экспедиционные корпуса. Вне зависимости от успехов России на Кавказском фронте, результаты кавказской войны очень слабо влияли на общее военное положение дел . И в Крымскую, и в Первую мировую войну российские войска одерживали победы на Кавказе - но обе войны были проиграны.

Поэтому можно утверждать, что геополитическое положение Кавказа не является чем-то статичным. В значительной степени оно зависит от направленности внешней политики сопредельных государств. Кавказ - один из театров глобального соперничества Запада и Востока («столкновения цивилизаций» по Халтингтону). Возможно, театр, имеющий большое значение, но в любом случае не один только Бжезинский сравнивает положение Евразии с шахматной доской - правильнее говорить о «командной» игре геополитических соперников на нескольких досках, каждая из которых может в определенный момент преобладать как цель внешнеполитической стратегии.

Скажем, обсуждая Кавказ, мы не должны забывать не только Турцию и Саудовскую Аравию, но и Пакистан, Иран, также все время нужно следить за ситуацией в США, за изменением политики НАТО за пределами альянса и т. д. Хороший шахматист видит всю доску сразу (или даже несколько досок), а играя на одном фланге доски, не забывает вовремя переключить внимание на другой.

Сегодня опасность для арабских стран исходит с Запада и главным своим противником они считают США. Поэтому следует ожидать, во-первых, все больших попыток завладеть оружием массового поражения, и во-вторых, переориентацию мусульманских фундаменталистов с северного направления на западное. Определенно, рано или поздно ситуация сложится так, что арабскому миру будет просто не до Кавказа.

Пожалуй, это окажется наиболее удачной геополитической обстановкой на Кавказе за последние десятилетия – все основные соперники России окажутся отвлечены на другие «театры» геополитической войны, и у России появится возможность стабилизировать ситуацию по своему усмотрению, не опасаясь сколько-нибудь серьезного давления в свой адрес. Именно поэтому следует как можно скорее завершить эту бесконечную «контртеррористическую» операцию и остановить информационную и религиозную интервенцию извне.

В настоящее же время Россия на Кавказе занимает длительную геополитическую оборону, причем оборону пассивную. В лучшем случае этой обороной преследуется цель укрепить внутреннюю социальную обстановку северокавказских республик и создать устойчивый иммунитет от вмешательства извне. В худшем… впрочем, об этом лучше не думать.

«Талибов», как и в первый раз, окончательно победить скорее всего не удастся в любом случае – они и дальше будут продолжать действовать, но, естественно, с меньшим размахом.

Поле теракта в Манхэттене в 2001 акцент геополитического соперничества сместился в Центральную Азию, и именно Афганистану сегодня все больше принадлежит роль «солнечного сплетения Евразии». Небольшая по территории страна, Афганистан оказывает воздействия во всех направлениях: южном – возможные осложнения в Пакистане и Кашмире, и, как следствие, ухудшение отношений Пакистана с Индией, на северном – «талибы» могут дестабилизировать ситуацию в «подбрюшье» России – Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, на западном направлении очевидны прямые связи между «талибаном» и Саудовской Аравией. Как бы то ни было, ключевая роль Афганистана должна обязательно учитываться при разработке внешнеполитической стратегии России.

Геополитическое значение Кавказа действительно уменьшается, правда, этого пока нельзя сказать применительно к виртуальному российскому пространству. И уж тем более, интерес к Кавказу со стороны США не ослабеет.

Тем не менее, любопытно было бы спрогнозировать, какие же последствия для Кавказа окажутся в случае завершения конфликта в Афганистане? С военной точки зрения говорить об этом, мягко выражаясь, преждевременно, тем не менее, ничто не мешает нам проанализировать ситуацию именно с этой точки зрения.

Прежде всего, достаточно очевидно, что снова, как и в советскую эпоху, рано или поздно будет формироваться геополитическая ось Москва – Кабул. Афганистан, испытывая потребность в боеприпасах и снаряжении для своей армии, не сможет уповать только на Соединенные Штаты – особенно, когда американцы выведут из Афганистана свои и натовские войска. Поэтому Афганистан будет заинтересован в поддержании тесных связей с Россией.

С другой стороны, такие проекты, как «Новый Великий Шелковый Путь» или прокладка Транскаспийского нефтепровода невозможны без стабильности в регионе, поэтому Запад попытается снова создать противовес российской политике. На основании этого и можно с определенной долей уверенности утверждать, что именно Афганистану в будущем будет принадлежать роль «солнечного сплетения Евразии».

Впрочем, прогнозирование ситуации весьма осложняется одним вопросом, на который пока не представляется возможным ответить - кто же займет место «талибов»? Это в случае, если их удастся победить – ведь мы помним, что однажды их уже «победили», но, как говорится, «воз и ныне там».

Уже сегодня понятно, что даже если «талибы» будут снова побеждены, новый передел собственности и сфер влияния серьезно осложнит и без того нелегкую жизнь азиатских народов. В случае, если союзники не сумеют договорится о трофейном дележе добычи, из Афганистана снова устремятся потоки беженцев с характерными проблемами криминализации, распространения оружия, наркотиков и т. д.

«Талибов» же, как и в первый раз, окончательно победить скорее всего не удастся в любом случае – они и дальше будут продолжать действовать, но, естественно, с меньшим размахом. Кроме того, нельзя упускать из виду и такое развитие ситуации, что «талибы», потеряв основные позиции в Афганистане, смогут проявить хоть какую-то активность только на Северном Кавказе. Преследуемые в большей части государств центрально-азиатского региона, террористы попытаются найти временное убежище именно на Кавказе. Естественно, это только прогноз.

В заключении следует отметить, что Кавказ для России – не только «вечная» головная боль. Россия слишком долго и слишком крепко связана с Кавказом, чтобы так просто уходить с него. Геополитически Россия гораздо ближе к Кавказу, чем любой другой регион Европы или мусульманского Востока. Победа России – это также победа Кавказа, неудачи России – это и неудачи Кавказа. Хочет того или нет Запад, Турция или арабский мир, Россия крепко связана с Кавказом (исторически, культурно, экономически, политически, наконец, родственно и семейно), чтобы эти связи можно было разорвать без серьезного ущерба для России, так и для народов, проживающих в этом регионе.


Максим Барбашин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1341