ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1310
Горький плод сладкого нетерпения
Добившись рессантимантного триумфа над огромной, но сильно ослабшей страной, Лех Качиньский заплатил за это жизнями   13 апреля 2010, 09:00
 
Несостоявшееся ритуальное «извинение» Кремля перед Польшей было бы неуместным и непозволительным жестом, работающим на срыв всех позитивных консервативных тенденций отечественного социально-политического процесса

10 апреля 2010 года российский самолёт ТУ-154 потерпел крушение во время захода на посадку на аэродром «Северный» под Смоленском. На борту лайнера находилась польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским. По словам корреспондента BBC, ведущего репортаж из траурной Варшавы, произошедшее стало крупнейшей национальной трагедией со времён Второй мировой войны.

Поскольку саму Польшу эта любезность решительно ни к чему не обязывает, то ситуацию, в которой оказался покойный президент, можно охарактеризовать словами «сбылась мечта идиота».

Качиньский с женой и командой прилетели в Россию для участия в мемориальной акции, посвящённой жертвам «катыньского преступления». Этот исторический эпизод уже многие десятилетия служит яблоком раздора между Польшей и Россией, добавляя мрачных красок в и без того не безоблачные отношения двух славянских стран. Едва ли у кого-нибудь сегодня есть сомнения в том, что «катынькое дело» есть в первую очередь дело политическое.

Мало того, что ещё советское руководство официально признало вину НКВД в расстреле тысяч офицеров, пленённых в результате оккупации Польши в 1940 года. Справедливо отмечается тот факт, что консенсус историков и политиков по поводу «катыньского дела» внутри России не достигнут. Ещё слышен голос тех, кто не хочет мириться с возложением вины на советское государство, имеет распространение гипотеза о том, что данные были сфальсифицированы немецкими оккупантами, которые в 1943 году первыми и подняли эту тему.

В силу этих обстоятельств польская элита до сих пор не признаёт себя вполне удовлетворённой и открыто заявляет, что отсутствие ясности позиций по данному вопросу служит фактором осложнения двусторонних отношений. Что же касается российской элиты, особенно её консервативного крыла, то она должна быть уязвлена этими претензиями тем в большей степени, чем сложнее современные реальные политические расклады между странами.

А расклады эти общеизвестны. Польша рассматривается как центральное звено проамериканского «санитарного кордона» между Россией и Европой - в терминологии атлантистского стратега Збигнева Бжезинского. Польша сегодня является наиболее видным субъектом в стане так называемой «Новой Европы», справедливо связываемой с фактором косвенного американского присутствия на континенте, преследующего целью держать Евросоюз на «коротком поводке» и вбивать клинья между ним и Россией. Осязаемым выражением такого положения дел стало американское стратегическое вооружение, размещаемое сегодня в Польше.

В отличие от своих ближайших соседей, в игре с которыми Москва располагает хоть какими-то козырями, на Польшу она не имеет практически никакого влияния. Это значит, что от ухудшения отношений с польским руководством Россия не выигрывает ни при каких условиях. Судя по всему, это и сыграло роль решающего соображения, руководствуясь которым, действующий «тандем» решил ещё раз закрепить признание вины России, надеясь пролить таким образом бальзам на сердца поляков и развернуть ситуацию к своей выгоде.

А поскольку саму Польшу эта любезность решительно ни к чему не обязывает, то ситуацию, в которой оказался покойный президент, можно охарактеризовать словами «сбылась мечта идиота». Добившись рессантимантного триумфа над огромной, но сильно ослабшей страной, четырежды попиравшей польский суверенитет, Качиньский заплатил за это жизнями – своей, жены и своих подчинённых.

Несостоявшийся перформанс у катыньского мемориала и предшествовавшие ему разъяснения никак не получится записать в статью «нам не жалко, с нас не убудет».

При этом вполне возможно, что безудержная страсть к маленькому триумфу на земле своих обидчиков и стала причиной трагедии. На текущий момент все подробности обстоятельств аварии не раскрыты. Известно только, что экипаж по какой-то причине проигнорировал рекомендацию диспетчера отменить опасную посадку в условиях сильного тумана. Сотрудник Варшавского университета, эксперт-политолог Пшемыслав Серадзан допускает, что на посадке мог настоять сам Качиньский – так же, как это произошло во время его визита в Грузию в ходе осетинской войны 2008 года.

«Вполне вероятно, что несмотря на очень плохую погоду пилот принял решение о посадке под давлением со стороны участников польской делегации», - делится соображениями эксперт. – «Сотрудники аэропорта "Северный" советовали пилоту произвести посадку в Минске или в Москве, ибо условия для посадки в Смоленске являлись крайне опасными. Похожая ситуация имела место во время войны в Грузии, когда Качинский полетел в Тбилиси, не прислушавшись к мнению пилота».

О грузинском эпизоде упоминает и публицист Юрий Солозобов на страницах «Русского журнала»: «во время посадки в Тбилиси, когда в условиях плохой видимости и плохого качества аэродрома президентский лайнер был вынужден сесть в Баку, президент Качиньский сменил своего, как ему казалось, слабовольного пилота».

В то же время собеседник портала «Евразия» господин Серадзан обращает внимание на то, что в западной и, в частности, польской информационной среде получила распространение абсурдная версия о том, что авария была организована российской стороной: «Конспирологический анализ основан на убеждении, что во всем виноваты российские спецслужбы. Другие говорят про заговор премьера Туска и спикера Коморовского. Некоторые убеждены, что "эта земля проклята"».

Сверхъестественные соображения в связи с «землёй» возникает и у российских блоггеров. Правда, в случае с националистом Артёмом Акопяном, земля наделяется эпитетом не «проклятая», а «волшебная», что естественно для человека, находящегося на противоположной стороне идеологических баррикад. Согласно мнению, разделяемому Акопяном и близкими ему по взглядам комментаторами, такой, по видимости, искренне прагматический шаг российской власти, как демонстративное покаяние за Катынь, есть измена логике исторической преемственности.

Несостоявшееся ритуальное «извинение» было бы неуместным и непозволительным жестом, работающим на срыв всех позитивных консервативных тенденций отечественного социально-политического процесса. В то время, когда циничные стратегические конкуренты заодно с идейными русофобами только и мечтают о необратимой «десталинизации» России, о завершении процедуры «изгнания» из Кремля суверенного державного духа, предпринятого с начала горбачёвской перестройки, такой жест только сыграет им на руку.

И если соображения жж-юзера langobard по поводу уместности сегодняшнего всероссийского траура вместо праздника космонавтики и способны вызвать сочувствие, то сам несостоявшийся перформанс у катыньского мемориала и предшествовавшие ему разъяснения никак не получится записать в статью «нам не жалко, с нас не убудет».


Артем Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1310