ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1291
Право ислама не всегда право
Причинами усиления правового дуализма в мусульманских странах являются в том числе и факторы вестернизации   26 марта 2010, 09:00
 
Понятия «мусульманское право» и «право отдельно взятых мусульманских стран» близки, но далеко не идентичны друг другу

Сегодня мы являемся свидетелями исламского бума и исламского взрыва в масштабе практически всей планеты. В конституциях многих стран ислам объявлен государственной религией, а политические партии и общественные движения множества стран в своих уставах и программах подчеркивают свою приверженность мусульманским ценностям. Исламский фактор дает о себе знать почти на всех континентах планеты.

Даже тогда, когда мусульманское право обладало самым высоким авторитетом, далеко не все его элементы имели одинаковое практическое значение.

Говоря о причинах возникновения исламского бума, нельзя сбрасывать со счетов американо-израильский альянс, направленный против исламской солидарности, а также столкновение интересов России США вокруг иракского кризиса и во взаимоотношениях с Турцией и Ираном - все это в определенной мере подталкивает исламские страны к выработке согласованной линии.

У государства и религии есть много общих интересов, например, миротворчество, благотворительность, забота об общественной нравственности, профилактика преступности и т. д.

Однако, религия в отличие от правосознания снабжает уверенностью не только в оправданности и справедливости конкретного поступка в ситуации конфликта и неопределенности, она поддерживает сомневающегося и колеблющегося надеждой получить одобрение в мире ином. Религия является областью дозволений и запретов, которые одновременно санкционируют поведение и законного (законопослушного), хотя в конкретном случае оно может расходиться с требованиями законов.

Отечественные и зарубежные ученые-юристы исходят из того, что не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивным правом, с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать два близко стоящих друг к другу, но далеко не идентичных понятия: «мусульманское право» и «право отдельно взятых мусульманских стран». Такое различие существует не только в теории, но и в жизни каждой мусульманской страны, ибо, как в христианских и других странах, в исламе гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным сообществом и живет преимущественно по своим писаным и неписаным законам, а отнюдь не только по религиозным канонам.

Действительно, гражданское общество в мусульманских странах «всегда живет под властью обычаев или законов», которые, безусловно, опирались в общем на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль. Однако, в различные эпохи, в определенных странах и по определенным вопросам они в то же время могли отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда мусульманское право обладало самым высоким авторитетом, далеко не все его элементы имели одинаковое практическое значение.

Если мусульманское право подверглось вестернизации, то некоторые правовые институты ряда немусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация.

В «смеси» правовых, моральных и религиозных положений и норм, составляющих мусульманское право, всегда были и есть юридические положения, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины. Исходя из этого, следует всегда отличать реальность от утопии, существующие правовые нормы и действительные результаты юридической жизни от химер, созданных воображением теологов.

По мере развития общества дуализм правовых систем мусульманских стран не только не сокращался и не ослабевал, а наоборот, все более расширялся и возрастал. Это объясняется многими причинами, в первую очередь усложнением социально-экономических, политических и иных отношений внутри самого общества, которые на определенном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религиозных норм и догм.

Объясняется это также расширением и углублением связей между разными, в том числе исламскими и неисламскими, странами, объективно требующими развития не столько религиозного, сколько светского нормотворчества. Наконец, далеко не второстепенными причинами усиления правового дуализма в мусульманских странах являются факторы объективного «врастания» мусульманского права в правовые семьи и системы других стран, факторы вестернизации, влияние западного права на правовые системы мусульманских стран.

Есть и другие причины усиления дуализма и приспособления правовых систем, существующих в мусульманских странах, к изменяющейся в мире экономической и социально-политической среде. Их много, и они весьма разнообразны. Но все они вместе и каждая в отдельности обусловили в ряде мусульманских стран радикальную модернизацию правовых систем, проведение во многих из них прозападных правовых реформ, кодификацию законодательства, реорганизацию судебных систем и пр.

Справедливости ради следует сказать, что если мусульманское право подверглось вестернизации, то некоторые правовые институты ряда немусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация. В связи с этим некоторые западные авторы предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию.


З. Г. Магомедова, Махачкала  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1291