ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/128
Первый после Сталина
Ирану больше, чем России не сидится на месте в желании разрушить однополярный мир   16 октября 2007, 10:46
 
Налаживание тесных отношений между двумя евразийскими странами грозит в корне изменить геополитическую обстановку

Визит Владимира Путина в Иран в любом случае должен стать знаковым событием. Вот уже как 60 лет нога российского руководителя не ступала на землю древней Персии. Последний раз Иран посещал Иосиф Сталин - в 1943 году во время Тегеранской конференции. Тогда цели визита были слабо связаны собственно с Ираном: только что была разгромлена армия фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, необходимо было добиться коренного перелома в войне в Европе.

 

Русско-иранский союз неизбежен, и сам факт такой неизбежности заставляет многих в Вашингтоне предпринимать всевозможные усилия, чтобы не допустить такого поворота событий.

Однако, по окончании войны советское командование предприняло попытку надолго закрепиться в Иране, отказавшись выводить свои войска из этой страны. Сталин верно оценивал важность геополитического положения данного государства для осуществления контроля над Евразией.

 

После того, как в 1946 году из Ирана все же были выведены советские войска, эта страна надолго выпала из зоны советских интересов. Исламская революция 1979 года противопоставила Иран Западу, но не сделала его ближе атеистическому Советскому Союзу. Лишь крах мировой социалистической системы вкупе с нарастающей угрозой однополярного мира заставил обе нации пересмотреть свои отношения. Понимание необходимости совместной борьбы за установление такого мирового порядка, в котором бы учитывались интересы всех государств, понимание необходимости борьбы за многополярный мир заставило наши страны искать пути взаимного сближения.

 

Окончание ельцинской эпохи и приход к власти Путина в России совпало с приходом в Иране к власти консерваторов, во главе с Ахмадинеджадом. Во многом тренды развития обеих стран по странному течению обстоятельств совпали. И Путин, и Ахмадинеджад принадлежат к одному типу лидеров: умных, жестких, высокообразованных, харизматичных, пользующихся безусловной поддержкой широких народных масс на родине, но в то же время умеющих, если надо быть дипломатичными.

 

И тот, и другой верно оценили перспективы развития глобального гражданского сообщества и для подкрепления своих слов обращаются зачастую напрямую к нему, или к гражданским обществам соответствующих стран. Причем в этой сфере Владимир Путин выглядит куда более старомодным, чем президент исламской республики, который уже в течение нескольких лет ведет ко всему прочему собственный блог в Интернете, общаясь с представителями пресловутого «мирового гражданского сообщества». Здесь нашему президенту есть чему поучиться у иранского коллеги.

 

Современный Иран, как и Россия – динамично развивающееся государство со значительными амбициями. И эти амбиции полностью обоснованы как растущей экономикой страны, так и - что более важно - ее многовековой историей. Иран, как и Россия, хочет играть все более активную роль в региональной и мировой политике. Естественно, это наталкивается на противодействие Соединенных Штатов, ревниво воспринимающих любые попытки любых держав усилиться в обход США.

 

Кроме всего прочего, Иран - одна из немногих стран в мире, противостоящих США идеологически, стран, не воспринявших идеалы западного либерализма в качестве общечеловеческих, а капиталистическую модель экономики в качестве единственно верной. Более того, опыт Ирана показал, что успешная альтернатива западному обществу возможна, и возможна на основе обращения к собственной традиции. Иран – типичный пример модернизации без вестернизации. Сейчас, когда Россия проявляет все большие устремления к самостоятельности в экономической и идеологической сферах, опыт Ирана в этих областях кажется поистине бесценным.

 

Союз двух держав, нацеленных на создание многополярного мира, таким образом, кажется абсолютно очевидным и необходимым.

 

Более того, этот союз необходим России и с геополитической точки зрения, поскольку позволяет разорвать затягивающееся вокруг нашей страны «кольцо анаконды». Иран – это выход к Индийскому океану, который согласно Робберу Стойкерсу играет в геополитике XXI века значительную роль. Иран – это южные границы Содружества, Иран – это влиятельные шиитские организации, такие, как Хезболла в других мусульманских странах. Иран – это шиитское большинство в Ираке и шиитские вооруженные формирования в Афганистане.

 

Ирану же необходима поддержка сильной соседней державы, являющейся к тому же постоянным членом Совета Безопасности ООН. Ирану необходимы российские инвестиции, российские технологии, российские специалисты, российское вооружение.

 

Никто другой пока не готов все это ему предоставить.

 

Русско-иранский союз неизбежен, и сам факт такой неизбежности заставляет многих в Вашингтоне предпринимать всевозможные усилия, чтобы не допустить такого поворота событий. Иран, напомним, согласно концепции Збигнева Бжезинского является одним из пяти важнейших геополитических центров, установление российского контроля над которым было бы фатальным для американского господства в Евразии и во всем мире.

 

В новом свете перед нами предстают заявления о якобы готовившемся на президента России в Иране покушении. Стремление подорвать российско-иранский союз может не только привести к распространению слухов, омрачающих взаимоотношения обеих стран, но и к реальной террористической атаке, реальному покушению. Такой вариант также не стоит сбрасывать со счетов. Однако, совершенно очевидно, кто будет заинтересован в таком развитии событий, и кто, следовательно, за всем этим стоит.

 

Владимир Путин будет первым после Сталина лидером нашей страны, посетившим Иран. Впервые после 40-х годов Россия имеет реальные шансы на включение этой страны в зону своих геополитических интересов - теперь уже в качестве стратегического союзника. Нам представляется уникальная возможность. Главное - не упустить ее.


Александр Бовдунов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/128