ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1265
Звук, что на тысячу ватт
«Задумываясь о музыкальной концепции выставки-концерта, я исходил из ощущения полотен, которые настаивают на красоте, рефлексии и интроспекции»   28 февраля 2010, 09:00
 
Настоящее произведение искусства всегда имеет мистериальный эффект и чем-то напоминает обряд перехода или мистическое путешествие

В конце января зрители культурного центра «Открытый Мир» стали свидетелями уникального арт-проекта «Юрий Наумов в "Кругу Чистых": Услышанный свет». Легендарный российский блюзмен и творческая лаборатория сибирских художников, поэтов и музыкантов провели совместную эксклюзивную выставку-концерт.

Мелодии и аранжировки отнюдь не являлись оригинальной стороной нашей музыки. Говоря попросту, большинство из них так или иначе было заимствованы на Западе, только сыграны хуже.

Открыл концерт Юрий Наумов замечанием, что в России внимание к пространству слова доминирует над вниманием к иным сферами искусства, что приобретает особую актуальность, учитывая доминирование экранной культуры и клипового сознания в современном мире. Обычно человек приходит на концерт, желая ощутить прикосновение сакрального, погрузившись в состояние полусна-полуяви, в пространство слов и «снов наяву» как обратной стороны слов.

Мартин Хайдеггер называл Язык «Домом бытия», т. о. можно сказать, что участники акции попытались максимально раскрыть потенции Языка. Настоящее произведение искусства всегда имеет мистериальный эффект и чем-то напоминает обряд перехода или мистическое путешествие. Человек хотя бы на небольшой отрезок времени перестает чувствовать себя частью мира, в котором «любят ясность и конкретность, стабильность и понятность», и где «все имеет свою цель и цену».

«I have come back Home! Sarabanda!» - звучало в тот вечер лейтмотивом и финальным аккордом.

В первой половине концерта-выставки зрителям под аккомпанемент англоязычных баллад и инструментальных композиций в исполнении Юрия Наумова с помощью слайд-проектора были продемонстрированы картины «Круга Чистых». Во время часового антракта появилась возможность познакомиться с работами художников, выставленными непосредственно в «Открытом мире» и пообщаться с маэстро, в связи с чем он назвал мероприятие «элитарным квартирником». Во второй же части программы прозвучали известные и всеми любимые хиты, список которых был практически полностью составлен по заявкам.

Михаил Бессонов, арт-директор лаборатории «Круг Чистых», замысел проекта пояснил следующим образом: «Свет и звук - понятия, заимствованные из Языка. И то, и другое формирует Образ, оказывающий прямое воздействие на сознание человека. Цель нашего проекта - соединение двух образов для появления единого, более сложного». А сам Юрий Наумов так отозвался о своей работе: «Задумываясь о музыкальной концепции выставки-концерта, я исходил из ощущения полотен, которые настаивают на красоте, рефлексии и интроспекции».

Имя Юрия Наумова - одно из тех имен, с которыми связано обретение российской музыкой своего лица, своего образа, выхода на принципиально иной качественный уровень.

С середины 80-х Наумов активно экспериментирует с гитарным звукоизвлечением, а к концу десятилетия создает свой уникальный почерк. В его основе - то, что мастер называет концепцией «растекшихся аккордов»: звукосочетания динамически реструктурируются как во времени, так и по всему пространству гитарного грифа с целью воссоздания на одном инструменте основных элементов ансамблевого звучания.

«Музыка Юрия способна переводить человека в динамическое жизненное состояние. Она оказывает сложное полифоническое воздействие на психофизику слушателя», - характеризует Михаил Бессонов игру своего друга.

Стоит подчеркнуть, Юрий Леонидович – один из немногих наших музыкантов, получивших признание на Западе. Почему это имеет значение? В первую очередь хотя бы потому, что рок и блюз родились на Западе. Известно, что наша музыка, т. н. «русский рок» 70-80х, на Западе популярен не был. Были, впрочем, исключения: спетая Цоем на английском языке знаменитая песня «Группа крови» или Александр Лерман из «Sasha & Yuri», который несколько лет подряд признавался лучшим гитаристом Западного Побережья.

Конечно, свою роль сыграло то, что в акцент в «нашем роке», как уже было сказано, приходился прежде всего на поэтическую составляющую (по той же причине у нас никогда не был широко популярен Боб Дилан). При этом мелодии и аранжировки отнюдь не являлись оригинальной стороной нашей музыки. Говоря попросту, большинство из них так или иначе было заимствованы на Западе, только сыграны хуже.

Преодолевая искусственное различие между изображением и «миром действительным», художники Круга стремятся не столько к созданию произведений искусства, сколько к со-пророждению особого рода живых существ.

Но Юрий Наумов не только музыкант-новатор, но и прекрасный поэт:

Этой ночью мы пришли сюда и мы рвемся сквозь тени к луне, что светит для нас.

Этой ночью мы пришли сюда и мы рвемся сквозь стены и стекла к луне, что светит для нас.

По-пластунски мы продираемся к звездам сквозь спирали терний по которым пропущен ток.

И пока молчат пулеметные гнезда, еще время терпит, но до рассвета и только.

И забыв обмотать изолентою клещи, мы кусаем метр за метром колючую ткань.

Наша кровь превращается в электролит, но мы живы, и лишь от ожогов следы на руках.

Но зато луна в эту ночь полнокровна, и она отражается в наших слезах.

И она обнажается в наших слезах и становится солнцем, но как - я не в силах сказать.

Один из лучших поэтов нашего времени Сергей Калугин вспоминал, что в начале своего творчества при написании знаменитого «Nigredo» он «шёл от Юрки Наумова с его плетением словес».

Творческая лаборатория сибирских художников, поэтов и музыкантов «Круг Чистых», созданная в 1988 году, появилась на волне культурного обновления конца 80-х годов. Сегодня «Круг Чистых» представляет творчество художников и поэтов Валерия Колотвина, Марины Колотвиной, Михаила Медведева, Константина Егорова и музыканта Алексея Кравченко.

В основе ее концепции, по сей день сохранившей свежесть и привлекательность, идея создания новой живописной формы, адекватной осмыслению тысячелетнего опыта изобразительной деятельности человека. Концепция Круга заключается в полном отсутствии каких-либо концепций и преодолении концептуального метода в принципе: «Широко распространенное заблуждение о существовании программы-посредника между живым и действующим художником и его произведениями воспринимается участниками Круга как ошибка, находящая объяснение в несовершенстве способов описания творческого процесса».

Преодолевая искусственное различие между изображением и «миром действительным», художники Круга стремятся не столько к созданию произведений искусства, сколько к со-пророждению особого рода живых существ, наделенных способностью к участию в событиях человеческих судеб и к плодотворному общению.

«Небо и камни. Люди собираются вместе, чтобы провести вокруг себя черту. Неровная редкая россыпь булыжников ложится между их наготой и острой клинописью смеющихся звезд, объединяя то и другое. Замкнутая черта, отделяющая объемлемое от необъятого, преодолевается необъяснимой и вызывающей прозрачностью чистоты».


Валерий Костиков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1265