ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1261
Обмен ценностями
Тягнибок жалуется: «В качестве национальной идеи украинцам подсовывают разный суррогат: евроинтеграцию, евразийство, многовекторность, американскую мечту, политическую нацию и другие объедки с чужого стола»   23 февраля 2010, 09:00
 
Западная Украина если и является Европой, то Европой вековой давности, менталитет которой совершенно чужд нынешним «общеевропейским ценностям»

Устоявшееся в украинском (и не только украинском) общественном сознании убеждение, что западные области Украины относятся к Европе, а восточные являются частью «совкового, москальского мира», является не чем иным, как заскорузлым политическим мифом, не имеющим никакого отношения к реальной действительности.

Первый русский капитализм, советская индустриализация, а потом переход к дикому рынку вытравили из восточной Украины традиционные ценности.

Этот политический миф основан на поверхностных факторах: по статистике жители западных областей Украины вдвое больше чем жители восточных «стремятся» в Европейский союз, и на выборах всех уровней голосуют за прозападных кандидатов. К тому же в прошлом западные области Украины являлись частью Европы, будучи провинциями Польши и Австрии.

Однако, в отличие от европейцев, украинские «западенцы» настроены крайне националистично, что находит ёмкое воплощение в известном анекдоте про «западенскую молитву»: «дякую Пану Богу, що я не москаль, не жид и не тугарин-змий». Подобные националистические установки украинских «западенцев» в корне противоречат либеральным «европейским ценностям».

Именно в западных областях Украины имеют успех политики типа лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока или мэра Ужгорода Сергея Ратушняка. Самое знаменитое высказывание Тягнибока на мероприятии в честь УПА в Ивано-Франковской области в 2004 г. звучало так: «Нужно отдать Украину, наконец, украинцам. Эти молодые люди и вы, седоголовые, – это есть та смесь, которой больше всего боится москальско-жидовская мафия, которая сегодня руководит в Украине». Примерно с такой же идеологией – полновластие украинской нации в своей Богом данной стране – партия Тягнибока заняла первое место на выборах в Тернопольский облсовет 15 марта 2009 г., набрав 35% голосов.

После ивано-франковской речи Ющенко, чтобы соблюсти внешние приличия перед Европой, заставил Тягнибока извиниться и пригрозил исключить из партии «Наша Украина», но осенью 2004 г. Тягнибок был, тем не менее, координатором штаба Ющенко в Европейском доме.

Мэр Ужгорода Сергий Ратушняк в августе 2009 г. обругал кандидата Арсения Яценюка «обнаглевшим еврейчиком, который прётся в президенты Украины», а в сентябре опроверг слух о вручении награды раввину Берл Лазару, который приехал открывать памятник в Ужгороде: «Никаких медалей или орденов мы раввину не вручали. Раввину можем разве что билет в одну сторону подарить!»

Разумеется, националисты есть везде, но в данном случае политические деятели, буквально помешанные на ксенофобии, почему-то полагают, что они и их избиратели – в большей степени европейцы, чем дончане, днепропетровцы или одесситы, и что именно они ведут Украину в Европу.

И еще об ошибочном представлении, в соответствии с которым запад Украины – «прогрессивней», «либеральней» и «современней» юга и востока. Запад Украины хуже относится к разводам, абортам, матерям-одиночкам, геям, иностранцам, сексуальной свободе, атеизму, евреям, смене религии и глобализации. Тягнибок жалуется: «В качестве "национальной идеи" украинцам подсовывают разный суррогат: евроинтеграцию, евразийство, "многовекторность", "американскую мечту", "политическую нацию" и другие объедки с чужого стола. Хотя ясно же: чем дальше идет мир "по пути глобализации", тем сильнее становится национализм».

Западная Украина – это регион сел, небольших и средних городов, не испорченных политической корректностью и отменой национальных границ. Это Европа, какой она когда-то была. В нынешней же Европе такой «посконной» Европы уже нет, разве что только где-то в глуши, в восточно-европейских странах. В Западной Европе везде отмечается резкое падение уважения к традиционной триаде: религия, нация, семья.

Западная Украина – это Европа вековой давности, менталитет которой совершенно чужд нынешним «общеевропейским ценностям».

Промышленный Восток тоже по-своему застрял в прошлом, но по-другому. На Востоке 26% респондентов «Центра Розумкова» положительно относятся к коммунистической идеологии, а в западных областях - только 5%. К тому же, 14% жителей Востока до сих пор считают 7 ноября главным праздником года, а в западных областях таких почти нет.

С другой стороны, первый русский капитализм, советская индустриализация, а потом переход к дикому рынку вытравили из восточной Украины традиционные ценности. Восточная Украина оказалась более материалистической, более космополитичной, раскрепощенной, свободной от старой семейной и религиозной морали, от консерватизма национальных традиций, чем Западная Украина.

Украина остаётся расколотой страной, и все разговоры о том, что она якобы движется к созданию единой нации, что острые политические противоречия остались в прошлом, оказались блефом.

«Что вам нужно для счастья: гордиться своей страной или личное материальное благополучие?» – задал вопрос «Центр Розумкова». «Гордиться своей страной», – ответил запад Украины. «Личное материальное благополучие», – ответил восток страны. «Какие права вы считаете более важными?» – спросил в другой раз «Центр Розумкова». «Скорее личные», – ответили на западе Украины: право на жизнь, семью, неприкосновенность частной жизни, свободу слова, вероисповедания, тайну переписки. «Скорее экономические», – ответили на востоке страны: право на труд, на ведение своего бизнеса, на достойный жизненный уровень и социальную защиту.

Интересно, что «демократические права» – избирать и контролировать власть – оказались одинаково неважны и востоку, и западу Украины: их отметили в качестве приоритетных лишь 3 – 4% опрошенных в обоих регионах.

Западу Украины близки национальные и христианские идеологии, а либеральные и социалистические – нет. Согласно исследованию украинской «Research and Branding Group», к национализму относятся положительно 63% на западе Украины и отрицательно - 64% на востоке страны.

Как мы видим, восточный менталитет - явно ближе западноевропейскому. Восточная Украина гораздо больше похожа на современный Запад, чем западная Украина. Именно восточная Украина и является «настоящим Западом», а не «посконная» западная Украина. Восток Украины – мир промышленных мегаполисов – больше ориентирован на экономику и деньги, на достижение личного благополучия в глобальной экономике, запад страны – на патриотические и семейные ценности.

В современной Европе тоже иногда побеждают мэры, которые борются за всё своё против всего чужого. В роли чужого чаще других теперь арабы. В Европе давно уже не ругают политических противников «евреями» - реалии изменились. Но в Тернополе и Ужгороде нет арабов, поэтому там все по старинке: враги – это «жиды да москали».

Европа изменилась с тех пор, как у неё перед Второй мировой войной СССР взял Западную Украину. Тогда Европа ходила в церковь, рожала детей, гордилась своей нацией и не доверяла другим, была недовольна границами, бранила в кафе и пивных соседние страны, евреев и большевиков, от Испании до Польши голосовала за своего «Тягнибока». Оторванная от неё Западная Украина, вопреки советскому давлению, как могла, сохраняла свою европейскую идентичность. А Европа её не сохранила и стала другой. Теперь западные украинцы хотят обратно в Европу, которой больше нет. Западная Украина – несомненно, Европа, но это Европа 70-летней давности, и эта «посконная» Европа не нужна Европе современной, нынешней.

Украина остаётся расколотой страной, и все разговоры о том, что она якобы движется к созданию единой нации, что острые политические противоречия остались в прошлом, все разговоры, которые вели украинские эксперты накануне первого и второго туров выборов, оказались блефом. Украина как атлантистский политический проект остаётся раздробленной. В итоге идентификация «свой-чужой» осталась главным мотивом при голосовании во втором туре президентских выборов.

Что касается Тигипко и Яценюка, как, якобы, перспективных кандидатов на будущее, то пока их позиционирование достаточно аморфно и рано говорить о том, что в их лице уже появились политики, способные объединить страну. Ведь даже если сложить их результаты, получится всего около 20% избирателей - значит, лишь 20% украинцев сейчас поддерживают такой объединяющий сценарий, а 80% – не поддерживают.

Атлантистский геополитический проект «Украина» явно терпит крах, и России нет никакого смысла затягивать его агонию. Ведь рано или поздно Украина всё равно вернётся в состав России, ибо лишь при этом условии смогут процветать и украинский и русский народы.


Сергей Панкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1261