ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1236
Негодная годовая отчетность
На фоне восторгов, сопровождавших приход Обамы к власти, его незамысловатые менеджерские решения, по которым он подробно отчитался перед конгрессменами, смотрятся, прямо скажем, невзрачно   30 января 2010, 09:00
 
Итоги первого года пребывания Барака Обамы на посту президента США позволяют утверждать, что его правление не внесло никаких – тем более кардинальных перемен в государственную и мировую политику

20 января 2009 года в Вашингтоне прошла церемония передачи власти от сложившего свои полномочия президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша к избранному Бараку Обаме. Минул год - самое время подвести первые итоги. В значительной степени именно этому и было посвящено выступление Обамы в конгрессе, состоявшееся на этой неделе и транслировавшееся в прямом эфире сразу несколькими американскими телекомпаниями.

Сегодня и у избирателей, и у партнёров США по НАТО есть все основания сомневаться в том, что с Афганистаном выйдет ловчее.

Однако адекватный отчёт по первому году президентства можно составить, лишь сопоставив достигнутые на сегодня результаты с теми обещаниями и упованиями, на волне которых Обама взошёл на свой высокий пост. Конечно, все мы помним, как восторженны были эти упования, как велик ажиотаж вокруг чернокожего кандидата, взявшего на себя смелость разыграть карту «свежего дыхания» для Америки.

Две составляющих присутствовали в комплексе связанных с новым президентством ожиданий – это перемены внутри США, перемены для американцев и перемены в поведении США по отношению к остальному миру. Квинтэссенцией второго направления стала пресловутая «перезагрузка» отношений с Россией.

Обязательственное содержание политической программы Обамы получило отражение в списке его предвыборных обещаний. Характерно, что в своей речи, игриво озаглавленной «State of the Union», президент подробно остановился лишь на одном из своих обещаний, а именно – на обещании вывести американские войска из Ирака. Здесь как будто всё более или менее в порядке. Обама заверяет, что процесс идёт, и что к концу августа этого года все американские солдаты покинут Ирак.

Гораздо сложнее обстоят дела с другими обещаниями, даже такими, казалось бы, чисто символическими, как закрытие тюрьмы Гуантанамо. Неделю назад, 22 января, истёк установленный самим президентом срок, к которому тюрьма, ставшая символом бесправия преследуемых Соединенными Штатами подозреваемых, должна была прекратить своё существование. Однако сделано этого не было.

В знак протеста против перенесения сроков закрытия Гуантанамо активисты правозащитного движения «Свидетельство против пыток» провели у здания конгресса несанкционированную акцию-перформанс – «Марш узников Гуантанамо». И это выступление не была единственным. В действиях арестованных акционеров, объявивших голодовку правозащитников, в потоке обличительных публикаций на тему одиозного узилища как сторонники, так и недруги Обамы читают холодный укор: одно из главных предвыборных обещаний президента не выполнено.

Невыполнение другого обещания – сокращения внешнего долга США, конечно, можно списать на всемирный экономический кризис. Интересно, однако, то, что за год президентства Обамы внешний долг США не только не сокращался, но рос рекордными для Америки темпами. Да и вообще, на фоне уже упомянутых восторгов, сопровождавших приход Обамы к власти, его незамысловатые менеджерские решения, по которым он подробно отчитался перед конгрессменами, смотрятся, прямо скажем, невзрачно.

Да и с Ираком, если смотреть на проблему шире, далеко не так всё просто. Ведь почему Ирак был так важен в ходе президентской кампании? Потому что было очевидно, что простые американские избиратели сыты по горло этой нелицеприятной военной историей, в которой благородное мессианство, переплетённое с соображениями поддержания глобальной безопасности, обернулось нелегитимным судилищем, новыми смертями, усугублением конфликтов внутри оккупированной страны и, что самое неприятное, военными неуспехами и потерями США.

Россия стала одной из немногих активно играющих на международной арене стран, на которых не распространилась «обамомания».

Что же делает Обама? Он переключает внимание с Ирака на Афганистан. Пока тяжёлое похмелье ещё не накрыло США в Афганистане, но уже совершенно ясно, что лежащая в основе столь раздражающих избирателя эффектов работа военной машины не была прервана, но лишь перезапущена в ином направлении. Так что сегодня и у избирателей, и у партнёров США по НАТО есть все основания сомневаться в том, что с Афганистаном выйдет ловчее.

Всё сказанное в сумме своей обеспечило Обаме беспрецедентное по скорости падение рейтинга популярности в течение первого президентского года. На сегодняшний день 60% опрошенных «службой Харриса» оценивают деятельность Барака Обамы на посту президента однозначно негативно - так жёстко до этого не падал ни один американский президент.

Причем внутриполитическими неудачами список разочарований для сторонников чёрного президента не ограничивается. Многие эксперты уже сегодня говорят о том, что идея «перезагрузки», мощно разрекламированная на международных площадках, оказалась дутой. Фактически даже от тех направлений, которые были в своё время чётко декларированы, то есть не просто от многообещающего духа, но даже от буквы «перезагрузки» – сегодня приходится отказываться. Всё началось с торможения принятия нового договора по СНВ, а закончилось фактически отправкой идеи ядерного разоружения в мусорную корзину.

Заявление вице-президента Джозефа Байдена, сделанное буквально на следующий день после выступления президента, способно сильно смутить «партнёров по нераспространению». По словам вице-президента, в конгресс уже направлен запрос на выделение 7 миллиардов долларов на поддержание ядерного арсенала страны в 2011 году. Мало того, что это почти на миллиард больше, чем в прошлом году, так в течение последующих пяти лет эти расходы планируется увеличить ещё в общей сложности на 5 миллиардов.

Подводим итог. Объективная неспособность подкрепить чудесные речи чудесными делами в экономике, неясность перспектив реформы здравоохранения, новая военная авантюра – всё это способствует падению популярности Обамы внутри страны. Неспособность конвертировать лозунги «перезагрузки» в реальные дела и пас перед трудностями, связанными с проблемами военного атома, отягчённый непогашенным «авансом» в виде Нобелевской премии мира – развеяли притягательный имидж Обамы в мире.

В результате, сегодня уже можно смело говорить о том, что Обама стал разочарованием для Запада. Но стал ли он огорчением для России? Отнюдь! Как справедливо замечали наблюдатели, Россия стала одной из немногих активно играющих на международной арене стран, на которых не распространилась «обамомания». С самого начала все эти полуклоунские жесты с «кнопками от перезагрузки» воспринимались российским руководством со спокойным снисхождением. Это послужило лишним подтверждением тому, что главной потерей США последних лет стала потеря России, готовой добиваться приятия со стороны Запада любой ценой.

Россия позднего Путина и раннего Медведева не сильно переживала по поводу брутальных выходок прошлой администрации. Но не стала она и жертвой доверчивости в отношении нового президента. Так что, пожалуй, главным итогом первого года президентства Обамы для России стала демонстрация того, что американский президент – будь он выскочкой, кровопийцей, неудачником или кем угодно ещё – не делает погоды в России.


Артём Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1236