ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1185
Диагноз - хроническая нестабильность
Концептуальные и методологические упущения с одной стороны и особенности Кавказа с другой предопределяют хронический характер нестабильности и негативных тенденций в регионе   11 декабря 2009, 17:18
 
Специалисты по Кавказу подготовили документ президенту Дмитрию Медведеву, в котором изложены основные подходы к решению проблем региона на основе традиции и этно-социологии

В последних числах ноября в «Московском доме национальностей» прошёл круглый стол на тему «Как стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе?». В качестве ведущего круглого стола выступил председатель президиума «Российского конгресса народов Кавказа» (РКНК) Асламбек Паскачёв. Работа круглого стола была построена вокруг обсуждения двух основных докладов. С первым - «Северный Кавказ: что делать?» - выступил сопредседатель РКНК, координатор научно-проектного совета Деньга Халидов. Содокладчиком с темой «Социально-экономическая ситуация и проблема развития региона на основе инвестиционных механизмов» выступил аспирант ИМЭМО РАН Камал Микаилов.

«Кавказ – это система сообщающихся сосудов – то, что происходит в одном субъекте – сразу отдаётся в другом, особенно, что касается терроризма» - заявил в своём вступительном слове Асламбек Паскачёв. Открывая работу круглого стола Асламбек Боклуевич напомнил, процитировав недавнее послание президента Дмитрия Медведева, что «руководство страны признаёт ситуацию на Северном Кавказе наиболее серьёзной», что и вызвало решение назначить ответственного представителя от федерального центра за ситуацию на Северном Кавказе: «Два года назад я уже поднимал эту тему, и не раз к ней возвращался, о том, что у нас на Северном Кавказе нет ни одного человека, ответственного за ситуацию в целом» - напомнил председатель президиума РКНК, передав слово основному докладчику.

Своё выступление Деньга Халидов начал с того, что подверг критике существующие ныне подходы решения проблем на Северном Кавказе: «сложные проблемы хотят решить на основе унифицированных подходов, без учёта различий» - посетовал докладчик. Деньга Шахрудинович так же поделился с собравшимися особенностями своего подхода, который условно назвал «в два раза», пояснив, что всё, что происходит на Северном Кавказе нужно умножать на два, в сравнении с другими регионами: «в два раза больше падение производства, чем везде, в связи с экономическим кризисом, как следствие, в два раза больший рост теневой экономики». Всё это, как считает эксперт, «коррелирует с теми противоестественными подходами, которые стали господствующими за последние годы». Почему-то, как отметил эксперт, «возникло устойчивое мнение, что все проблемы на Кавказе можно решить деньгами. Теперь в ответ на любой вопрос федеральный центр слышит – “Дайте больше денег”». Это, как считает Деньга Шахрудинович, неправильно поставленный диагноз: «методы выбранные чиновниками привели к тому, что болезнь перешла в хроническую». Между тем, как утверждает Деньга Халидов, многие проблемы можно решить в разы меньшими ресурсными вложениями, если использовать дифференцированный, боле гибкий и методологический подход: «Мочить в сортире больше не получится. В нынешних условиях на одного убитого появляется 2-3 боевика из числа родственников».

Говоря о ситуации на Кавказе следует избегать использования понятия национальность, т.к. это подразумевает теоретическую возможность выделения того или иного региона, той или иной национальности в суверенное национальное государство, что грозит распадом

Вообще, на теме целесообразности силовых подходов к решению проблем Кавказа руководитель научно-проектного совета РКНК остановился отдельно. Как утверждает  Деньга Халидов, нынешняя контр-террористическая практика, принятая федеральным центром на Северном Кавказе выстроена на основе чужого опыта - ближневосточного. Но, как утверждает эксперт, «задачи там и у нас совершенно противоположенные. Там цель – отчуждение палестинских территорий, в нашем случае, напротив, интеграция. Использование ближневосточных методов на Кавказе отдаёт, увы, политической шизофренией» - заявил эксперт. В этой связи, по мнению докладчика, необходима срочная «ревизия контр-террористической операции, а так же установление канала обратной связи».

Ещё одна проблема, которой коснулся докладчик, - коррупция, и здесь, как и в остальных сферах, так же неприемлем типовой подход. По мнению Халидова, на Кавказе всегда основой всех взаимоотношений является обычай, традиция. Но за период, когда традиция была под запретом, «местные олигархические группы ввели свой, теневой обычай взаимоотношений». Между тем, как отметил Деньга Шахрудинович, «федеральное законодательство в этой области абсолютно выхолощено и не подходит для решения коррупционных проблем на Кавказе». В этой связи, если говорить о доводке законодательной базы, то как считает Халидов, «кавказский регион вполне мог бы стать полигоном для антикоррупционного законодательства».

Следующая проблема, на которой остановился основной докладчик – «неадекватное прочтение роли ислама среди некоторых слоёв». Как утверждает эксперт, «многие молодые люди в поисках смысла взяли за основу неадекватное прочтение Корана». Намекнув на широкое распространение множества сектантских исламистских групп на Северном Кавказе, вербующих молодёжь в свои ряды, член президиума РКНК предостерёг однако от автоматического занесения всех молодых людей, интересующихся поиском истины и изучением Корана в ряды «ваххабитов», указав на то, что проблема гораздо сложнее и требует внимательного изучения и тонких подходов. Только с их помощью можно лишить террористическое подполье социальной базы, считает эксперт. Сюда же он отнёс и проблему «федерального ящика» - «федеральное российское телевидение – это антиисламский, антитрадиционный инструмент разврата и дебилизации, фактор отторжения», считает Халидов. По мнению эксперта, это так же отталкивает молодёжь в сторону поиска «иных ценностей». 

Многие конфликты в кавказских регионах, как было отмечено в докладе, возникают из-за столкновения интересов на уровне местного самоуправления. «На Кавказе всегда было развито местное самоуправление, но существовало оно на основе “обычного права”, то, что называется у нас “традиционной демократией”. Навязывание же светских моделей самоуправления как раз и приводит к конфликтам» - отметил Деньга Халидов, в завершении ещё раз обратив внимание на важность тонкого, дифференцированного подхода, установленного на основе традиции и местных обычаев, для решения проблем на Северном Кавказе: «Унифицированное законодательство лишь усугубляет ситуацию». Сейчас все традиционные нормы, как утверждает эксперт, де-факто существуют, т.к. они легитимны, но они должны быть легализованы. Как выразился докладчик, необходима «легализация легитимных норм».

Содокладчик Камал Микаилов сделал небольшое, но эмоциональное сообщение, построенное на примерах из личного опыта. В частности им было отмечено, что «вся милиция на Кавказе состоит из людей с религиозным сознанием». И этот фактор, по его мнению, нельзя не учитывать, хотя в реальности он не учитывается совсем. Так же Камал Микаилов отметил опасность внешних инвестиций в регион, приведя данные о том, что «Китай и арабы уже инвестировали только лишь в один Дагестан порядка трёх миллиардов». Так же Микаилов посетовал на то, что дагестанских юношей почему-то очень неохотно берут в российскую армию, для чего зачастую приходится давать взятки военкомам. Между тем, по его словам, «один лишь Дагестан мог бы поставить в российскую армию до трёх дивизий новобранцев». Подытоживая своё выступление аспирант ИМЭМО РАН предостерёг федеральные власти от использования чиновничьих каналов финансирования кавказских республик: «все деньги, которые будут проходить через чиновников, будут разворованы» - вынес вердикт эксперт РКНК. Для предотвращения этого, по его мнению, необходимо создать единую финансовую структуру в масштабах всего ЮФО.

После содокладчика слово для комментария было предоставлено представителю Международного «Евразийского движения», заместителю руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ (ЦКИ) Валерию Коровину, который прокомментировал два основных доклада. В первую очередь Коровин обратил внимание на важность определений основных понятий, используемых при обсуждении ситуации на Кавказе. Он отметил, что «в этно-социологии понятием национальность определяется этнос, вошедший в историю, ставший народом и двигающийся по пути к нации, т.е. к национальному государству, претендующему на наличие всех элементов суверенитета». По мнению Валерия Коровина, «говоря о ситуации на Кавказе, да и в России в целом, следует избегать использования понятия национальность, т.к. это подразумевает теоретическую возможность выделения того или иного региона, той или иной национальности в национальное государство, что грозит распадом России». Вместо этого представитель «Евразийского движения» предложил использовать понятия этнос или народ, напомнив, что определение национальность было взято Лениным из спора Каутского и Бауэра, и обозначало народ, идущий к собственной государственности в период распада европейский империй. Сам же Ленин считал, что Россия ускоренно прошла период распада империи и самоопределения народов и этносов в качестве национальностей, на основе которых и был создан СССР. На том, чем это закончилось для самого СССР, докладчик подробно останавливаться не стал, обратившись с предостережением о точности формулировок в научных спорах, дабы не спровоцировать распад нынешней России по той же модели.

Так же Валерий Коровин акцентировал внимание на понятиях «местное самоуправление» и «гражданское общество», не раз упоминаемых в докладе Деньги Халидова. По словам заместителя руководителя ЦКИ, оба этих понятия имеют политологическое определение, которое так же нельзя не учитывать. И если под «местным самоуправлением» на Кавказе как раз таки и подразумевается использование элементов традиционного для Кавказа, обычного права, то «гражданское общество» происходит из западной политологии, и подразумевает наличие атомизированного общества граждан, не связанных никакой коллективной идентичностью. «Гражданин в политологии происходит от горожанин, буржуа, оторванный от корней индивидуум, а сам процесс его «отрыва» связан со становлением светской государственности, буржуазной республики, чего никак нельзя сказать о России, а тем более о Кавказе в частности, где всё ещё сохраняется такое явление как этнос». Хотя, при этом, Валерий Коровин согласился с тем, что зачастую говоря о «гражданском обществе» применительно к Кавказу, в научном и экспертном сообществе подразумевается как раз именно «местное самоуправление», на что обратил внимание Деньга Халидов. В целом, представитель «Евразийского движения» согласился с основным докладчиком и всецело поддержал его идею о необходимости дифференцированного и более детального подхода к разрешению проблем Кавказа, посоветовав так же включить в проект резолюции пункт о необходимости укрупнения кавказских субъектов федерации и перехода от национального, к территориально-административному делению, дабы окончательно устранить предпосылки к выделению регионов по национальному признаку из состава России.

Выступающий следом председатель московской осетинской общины Валерий Каболов согласился со своим коллегой, напомнив о том, что «традиции народов Кавказа позволили им выжить в добрососедстве». Комментируя выступления первых четырёх докладчиков, ведущий мероприятия Асламбек Паскачёв заявил, что по совокупности проявлений «Северный Кавказ находится сегодня на грани катастрофы». По мнению председателя президиума РКНК «провоцирующим фактором коррупции на Северном Кавказе является деятельность федеральных органов».

Теперь в ответ на любой вопрос федеральный центр слышит – “Дайте больше денег”. Это неправильно поставленный диагноз. Методы выбранные чиновниками привели к тому, что болезнь перешла в хроническую. Мочить в сортире больше не получится

Доклад ведущего научного сотрудника Института этнологии РАН Абдул-Гамид Булатова был посвящён в значительной степени религиозному и этническому факторам, влияющим на общую обстановку в регионе. Докладчик обратил внимание на то, что «даже в советский период на Кавказе наличествовал симбиоз обычного традиционного права и светского». Серьёзные же негативные изменения с перекосом в область светского законодательства, по мнению Булатова, произошли как раз за два последний десятилетия. «Внутренняя миграция из городов на их окраины создаёт маргинальную девиантную питательную среду для терроризма» - считает эксперт. Данный вид миграции происходит вместо полноценного переселения в сельскую местность, создавая своего рода «гетто» на окраинах больших городов, куда стекаются менее успешные жители. «Для устранения многих проблем Северного Кавказа, и в частности Дагестана, нужен разумный диктатор» - считает Абдул-Гамид Булатов.

Ещё один момент, на котором остановился сотрудник Института этнологии РАН, это религиозный фактор: «Без учёта религиозного фактора ничего на Кавказе сделать нельзя». Как считает эксперт, необходимо проводить более тонкую, дифференцированную работу с исламским фактором, не записывая автоматически весь “нетрадиционный” ислам в “ваххабиты”: «Салафиты конечно могут служить питательной базой для терроризма, но не обязательно» - считает Булатов. Мало того, по его мнению, «из них можно и нужно сделать союзников. Государство устранилось от религиозного вопроса, и это делается в интересах геополитического противника России» - считает эксперт, заявляя, что «сегодня нам необходима система целенаправленной подготовки священнослужителей». Заведомо предупреждая возможные аргументы в пользу перехода мусульман в экстремистские, террористически течения учёный напомнил, что «мусульманин – если он правоверный, - может жить и в светском обществе».

Коллегу поддержала и старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Наима Нефляшева, которая заявила, что «умеренные салафиты – это часть общего кавказского пространства, поэтому не надо их демонизировать». При этом учёная заметила, что в целом «кавказоведение – это долгий процесс», а для специальных исследований в этой области «России необходим мобильный think tank, наподобие тех, что есть в Англии и США, где есть такие центры, занимающиеся проблемами этносов».

Так же на круглом столе выступили: президент Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа (Абаза) Тарас Шамба, президент Фонда содействия развития карачаево-болкарской молодёжи «Эльбрусоид» Алий Тоторкулов, сотрудник постоянного представительства республики Ингушетия при Президенте РФ Магомед Яндиев, представитель департамента межнациональных отношений Минрегионразвития Вадим Мартынов и многие другие учёные и эксперты.

По итогам круглого стола был принят проект резолюции, в котором в частности был отмечен «хронический характер нестабильности» на Северном Кавказе: «концептуальные и методологические упущения с одной стороны и особенности региона во всем комплексе с другой предопределяют хронический характер нестабильности и негативных тенденций в регионе. Внесение корректив в этом направлении предполагает упор на гуманитарные (внеэкономические) "технологии"» - сказано в резолюции. Участники решили взять за основу проект Доклада "Северный Кавказ. Что делать?", поручить рабочей группе Научно-экспертного совета РКНК учесть замечания и дополнения, прозвучавшие в ходе обсуждения и подготовить Доклад в окончательном виде для представления в федеральные и республиканские органы власти и лично Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву.


Эрнст Плиев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1185