ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/112
Хромой «Троянский конь» («Политический журнал»)
Даже для Запада капитализм представляет из себя нечто исторически необязательное   7 октября 2007, 17:01
 
Запад заразил Восток капитализмом, сам не будучи приспособленным к нему

В своей статье для сентябрьского выпуска «Политического журнала» «Избравшие дьявольскую систему» ведущий обозреватель и политаналитик портала «Правая.ру», специалист в области истории религий Владимир Карпец размышляет о том разрушительном эффекте, который возымела прививка капиталистической системы в России и о неоднозначных истоках самого этого явления.

 

Ничто как онтологическая категория само является интеллектуальным паразитом на грехе, преподносящим отчуждение и отсутствие в качестве основы творения

Капитализм, принятый в России 90-х в качестве проверенной – проверенной в Америке и Европе – панацеи от всех бед заблудшего советского общества, автор статьи сравнивает с биологическим вирусом, который, попадая в ослабленный или не имеющий иммунитета организм, разрушает его.

 

«Для того чтобы уничтожить народ, необходимо внедрить в него некий «вирус», против которого в среде этого народа в силу тех или иных причин отсутствует сопротивляемость. Например, у северных народов Сибири и индейцев Северной Америки отсутствует фермент, расщепляющий спирт, и, следовательно, сопротивляемость к алкоголю, и само появление у них «огненной воды» приводит к деградации и фактической гибели народа уже едва ли не во втором поколении. Это связано с генетико-биологическими особенностями данных народов и было широко использовано, в частности, при завоевании Америки англичанами, а затем, уже в массовом масштабе, после возникновения Соединенных Штатов. То же и с идеями и хозяйственными укладами. Там, где капитализм естественно вырос из развития общества, он не так страшен. Но в странах, в которые он привнесен извне, подобен вирусу, против которого нет иммунитета».

 

Капитализм и связанная с ним специфическая буржуазная демократия имеют свою историю, особый генезис, соответствующий общей парадигме той цивилизации, на почве которой они развились. Русская же цивилизация, обладающая своими собственными историко-политическими не просто особенностями, но устойчивыми параметрами, внутренней конституцией, всегда подразумевала и воплощала совершенно особые формы политического и социально-экономического уклада.

 

Даже социализм в России был подвергнут такому переусвоению, которое и не снилось его западным теоретикам. Однако, самым опасным аспектом капиталистического вируса является его претензия на универсальность. Качественное разнообразие цивилизаций отрицается в оптике пан-атлантистского подхода, навязывающего свои нормы в качестве общеобязательного стандарта всему миру.

 

Карпец доказывает, что для такой унификации нет никаких оснований, а капитализм не только соответствует сугубо западному пути развития, но и более того, для самого Запада представляет из себя нечто исторически необязательное.

 

«Заметим, что современная наука, в том числе и прежде всего на самом Западе – в отличие от российских «либеральных экономистов», говорящих о едином мировом развитии и «мировом стандарте» – все чаще ставит вопрос о «случайности» возникновения капитализма (вместе с Реформацией и всем последующим, включая буржуазные, а затем и социалистические революции), а следовательно, и либеральной демократии, и всего «модерна» как такового. Таким образом, речь идет не о закономерном развитии «человечества», а о выпадении, отпадении Европы – а вслед за ней Америки – от него в целом. Однако отпадение происходит только тогда, когда внутри отпадающей части уже имеется нечто, к такому отпадению предполагающее».

 

Здесь автор с необходимостью выходит к религиозно-нравственным корням политических идеологий. Протестантизм, как колыбель капитализма, о чём одним из первых говорил Макс Вебер, принимается как нечто само собой разумеющееся, не требующее специальной артикуляции (хотя ещё слишком многим такая артикуляция необходима). Карпец идёт ещё глубже – сквозь уровень исторических ролей религиозного мировоззрения в самые недра человеческого сознания.

 

Во-первых, автор утверждает, что марксистский социализм, также возникший на Западе, не обладает ресурсом к преодолению капитализма, так как укоренён вместе с ним в одной и той же парадигме. Основными отправными пунктами в этой системе являются идеи отчуждения и денежной прибыли.

 

Автор даёт своё собственное определение капитализма: «Капитализм есть извлечение прибыли из денег как универсального эквивалента, увеличение объема этого универсального эквивалента без увеличения того, эквивалентом чего он собственно является. Иными словами, это творение богатства из ничего, ех nihilo».

 

Эти идеи чётко соответствуют базовым религиозным предпосылкам, прочно лежащим в основе западно-христианского религиозного сознания. Непреодолимое отчуждение мира от Творца и отсутствие подлинной, по-настоящему реальной бытийной подосновы всего существующего – вот базовые предпосылки западно-христианского, последовательно-креационистского мировоззрения, являющегося своеобразным языком, на котором говорит, не осознавая того, и западная политэкономия.

 

Ничто как онтологическая категория само является интеллектуальным паразитом на грехе, преподносящим отчуждение и отсутствие в качестве основы творения. Ростовщичество, как начисто оторванная от производства прибыль, заклейменное православной церковью, является основой всей экономики западного образца, в том числе и новой виртуальной постэкономики. Восточное же христианство, стержнем которого всегда являлась идея о вневременном принципиальном преодолении отчуждения через Христа, обнаруживает свою связь – на уровне установок – с древним индоарийским язычеством, не имеющим ничего общего с примитивным идолопоклонством.

 

Автор заключает: «Идея ничто не принадлежит Богу, но попущена Им. Она в известном смысле случайна. Как случаен и капитализм. Основываясь на Псалтыре – «сребра своего не давай в лихву» (Пс. 14, 25), св. Иоанн Златоуст указывает, что деньги надо «передавать друг другу», так как они никому не принадлежат. Православный канон – как, кстати и ислам – запрещают так называемые лихвы или сотые, то есть проценты с капитала, и соответственно любой нетрудовой доход (советская мораль здесь, как и во многих иных случаях, выступала как «криптоправославная»). В качестве «санкции» положено извержение из Церкви. Капитализм извергает из Церкви. Этих правил никто не отменял и не имеет власти отменить. Поэтому капитализм в «православных странах» возникает только постольку, поскольку они перестают быть православными».


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/112