ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1112
Шаги столиц - шаги истории
Двойственность, когда культурно-религиозные корни России идут к европейским истокам, а государственно-политические - к азиатским, определяла и определяет прошлое России и ее настоящее, и будет определять ее будущее   8 октября 2009, 09:00
 
Генезис и будущее Евразийской цивилизации могут быть рассмотрены с точки зрения теории формирования цивилизационных центров и столиц государств

Распад СССР и крах советской идеологии вызвали непрекращающиеся дискуссии о специфике Российской цивилизации и месте России в современном мире. По мнению многих аналитиков, сущностные особенности русской истории, культуры и государственности с наибольшей полнотой выражены в трудах евразийцев. Однако, концепция «шагов столиц», основы которой заложил предтеча евразийства, гениальный поэт и мыслитель Велимир Хлебников, до последнего времени оставалась незамеченной. Но именно она позволяет придать историософии евразийства новое измерение.

Безоглядное подражание Западу, принимавшее зачастую уродливые формы, некритическое усвоение его традиций, привело к культурному отрыву высших классов от народа, раскололо общество.

Для того, чтобы хотя бы эскизно показать ее плодотворность, рассмотрим общеизвестные факты российской истории и проследим истоки Российской цивилизации как взаимосвязи порождающих ее столиц.

Но прежде в двух словах о гипотезе происхождения столиц Велимира Хлебникова. В работе «Учитель и ученик» (1912 г.) он предположил, что новые, так называемые «дочерние столицы» возникают на определенном расстоянии от старых, «материнских столиц». По Хлебникову, эта величина равна приблизительно 1000 км. Обобщив большой исторический материал, в книге «Рождение столиц: от прошлого к будущему» (Харьков, 2008 г.), мы ввели уточнение. Столицы возникают в 70% случаев на расстоянии хлебниковского «шага столиц» (ШС) с поправкой на коэффициент, равный 0,5 n, где n - любое целое число. То есть новые столицы возникают в большинстве случаев на расстоянии, примерно равном 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км и т. д.

На становление крупнейшего в Европе восточнославянского государства, получившего впоследствии название Киевская Русь, оказали влияние две цивилизационные тенденции: с севера - скандинавские народы в лице своих воинов-варягов, с юга - древняя византийская цивилизация. Поэтому академик Дмитрий Лихачев называл Киевскую Русь «Скандовизантией».

Так называемое призвание варягов, выходцев из Дании и Швеции, где, как и на Руси, еще не сложились единые централизованные государства, во главе с ютландским конунгом Рюриком в 862 г. послужило толчком к образованию первых русских северных княжеств. Конунг Рюрик сначала владел Дорестадом во Фрисландии, затем захватил самый старый и самый большой город Дании Хедебю и стал его правителем.

Рюрик отличался воинственным нравом и постоянно воевал с немцами и датчанами, но с балтийскими славянами он поддерживал хорошие отношения. Поэтому он и был приглашен ими на правление. Придя к славянам, Рюрик и его дружина начали строительство городов. Причем города (гарды), точнее маленькие крепости, в которых стояли гарнизоны, они часто строили рядом со славянскими общинными центрами. Так они построили Альдейгьюборг (Ладогу) и Хольмгард (Новгород) - первые столицы складывающегося русского государства.

Другие варяжские дружины под предводительством Аскольда и Дира отправились вниз по Днепру к Константинополю и захватили древнеславянский город Киев и основали там свое, независимое от Рюрика княжество. После смерти Рюрика, его родственник Олег, ставший опекуном малолетнего сына Рюрика Игоря, захватив в 882 г. Киев, объединил северные и южные княжества и перенес свою резиденцию в Киев.

Дальнейшее укрепление первого русского государства связано с Игорем, Ольгой и Владимиром, при котором в 988 г. произошло событие, определившее дальнейшую историческую судьбу Руси - принятие православного христианства от византийского патриарха. Православие, став идеологической основой древнерусского государства, сыграло большую цивилизационную государствообразующую роль в его становлении, способствовало укреплению Киева как «матери городов русских», как главного политического и религиозного центра страны.

Заметим, что от первой столицы русского государства Ладоги до Киева - 1068 км (1 ШС), от Константинополя до Киева - 1052 км (1 ШС), а расстояние между крупнейшим торговым и политическим центром Скандинавии во времена «призвания варягов» Хедебю и Ладогой - 1490 км (1,5 ШС).

После 1132 г., когда государство в результате княжеских междоусобиц распалось, роль политического центра русских земель перешла к городу Владимиру, основанному в 1108 г. Владимиром Мономахом и расположенному в 1 ШС (912 км) к северо-востоку от Киева. Внук Мономаха Андрей Боголюбский сделал Владимир столицей своего княжества - Владимиро-Суздальского, которое при его правлении стало сильнейшим русским княжеством. Экономическое и политическое влияние Владимира было подорвано нашествием монголо-татар, однако в 1299 г. он стал резиденцией русского митрополита, что усилило его политическое значение. К середине XIV в. Владимир уступил роль общерусского политического центра Москве, столице бывшего удельного Московского княжества.

С приходом монголов на смену городскому самоуправлению Киевской Руси пришла строгая бюрократическая централизация, характерная для восточных государств. Столицей новой Руси стала Москва. Почему Москва стала центром новой русской государственности, первым городом самого большого государства в мире? Как показали историки-евразийцы, Московское царство - это прямое генетическое порождение великой монгольской империи - Золотой Орды. Неприметное княжество, став верным вассалом золотоордынских ханов, успешно переняло опыт государственного строительства у завоевателей полумира. Без так называемого монгольского ига не было бы будущего великого русского государства с центром в Москве.

Поначалу, как и все степняки, отрицая города и оседлую жизнь, монголы под влиянием старых в цивилизационном отношении стран начали строительство городов, вводя новые, неслыханные прежде порядки. Собственно говоря, эти новые порядки не были монгольскими. После завоевания Северного Китая монголы переняли китайскую административную систему и ввели ее на всей территории монголосферы. Как отмечает С. А. Нефедов своей работе «Новая интерпретация истории Монгольской Руси»: «Необходимо подчеркнуть, что это была совершенная и уникальная по тем временам государственная система - продукт двухтысячелетнего развития китайской цивилизации. Нигде в мире в те времена не было столь четкой бюрократической организации, организации, способной производить переписи и кадастры и собирать налоги в соответствии с до­ходами плательщика».

А теперь рассмотрим становление Московской Руси в рамках феномена ШС. Столицей Золотой Орды сначала был г. Сарай-Бату, а с первой половины XIV в. - Сарай-Берке. Золотая Орда стала независимым государством после того, как хан Хубилай перенес столицу великой монгольской империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин), а свою династию на китайский манер назвал Юань. Поскольку новая столица находилась не в городе, основанном Чингис-ханом, и даже не на территории Монголии, ханы монгольских улусов увидели в этом предательство монгольской идеи. Следствием чего стал развал монгольской империи на отдельные государства. Но поскольку развал начался с переноса столицы в Ханбалык, то последний следует рассматривать в качестве «материнской столицы» Сарай-Берке.

Между Ханбалыком и Сарай-Берке - 5520 км (5,5 ШС). А поскольку Сарай-Берке является материнской столицей для Москвы, то можно сказать, что Ханбалык (Пекин) косвенно является материнской столицей и для Москвы. Таким образом, ШС подтверждает влияние китайской цивилизации на складывающееся Российское государство. Поэтому ответ на вопрос: в чем причина того, что неприметный городок на северо-востоке Руси стал столицей сначала Московского царства, а затем великой евразийской империи с точки зрения феномена «шага столиц» будет прост: Москва - это прямое генетическое порождение великой монгольской империи - Золотой Орды, лежащая в 1 ШС (946 км) от ее столицы г. Сарай-Берке.

Петр Великий очень хорошо понимал азиатско-монгольские корни Москвы и, решив изменить культурно-духовную и экономическую ориентацию России с азиатской на европейскую, основал новую столицу - Санкт-Петербург. Попытавшись вернуть Россию в лоно европейской традиции, он восстановил через ШС преемственность Российской империи с Киевской Русью, которая была европейским государством. В самом деле: расстояние между Киевом и Санкт-Петербургом равно ШС - (Санкт-Петербург лежит в ШС и от Варшавы (1027км) - столицы восточно-европейской Речи Посполитой, объединившей в XVI - XVIII вв. многие западные русские земли, что также говорит о связи Санкт-Петербурга с европейской историей).

Насаждая реформы, широко привлекая для этого иностранцев и переселяя в Россию немцев, он, по мнению славянофилов, расколол русское общество. Безоглядное подражание Западу, принимавшее зачастую уродливые формы, некритическое усвоение его традиций, привело к культурному отрыву высших классов от народа, раскололо общество. Именно этот раскол привел через 200 лет к социальному взрыву и великим потрясениям начала XX в. Александр Дугин справедливо отметил, что перенос Петром I столицы в Петербург - это демонстрация того, что центр российского пространства находился не внутри его, а вовне.

Дрейф в Европу Украины, Беларуси, Молдовы, республик Балтии вполне естествен. И удерживать их России не нужно. Хотя Европейскому союзу такие большие государства как Украина не нужны.

Оценивая московский (царский) период российской истории и петербургский (императорский) Э. Хара-Даван пишет в своей работе «Чингис-хан и его наследие»: «Если сравнить "иго монгольское" с "игом европейским", как можно назвать двухсотлетний императорский период русской истории, период духовного засилья Европы, разрушения и гонения силою власти всего национального, то итоги этих двух исторических периодов, этих двух школ обнаруживаются наглядно: экзамен на аттестат политической зрелости татарской школы Россия выдержала блестяще, между тем как на экзамене европейской школы на ту же политическую зрелость, после периода учения одинаковой продолжительности, императорская Россия жестоко провалилась в 1917 г.»

В рамках феномена ШС иначе и не могло быть, поскольку столица империи Санкт-Петербург находился на самом краю огромного государства и входил в европейскую систему ШС, в то время как большая часть России по своей культуре и менталитету, во главе с бывшей ее столицей, идентифицировалась с азиатской цивилизацией. Противоречие между периферией и центром привело к распаду государства и возвращению столицы в Москву.

Большевики, перенеся столицу в Москву, вернулись к азиатским татаро-монгольским корням русского государства, продолжив, таким образом, евразийское направление развития русской истории. Как выразился П. Н. Савицкий, «русская революция покончила с Россией как частью Европы». Придя к власти, большевики начали невиданный в истории эксперимент: в согласии со своей теорией равноправия и самоопределения народов (вплоть до отделения), принятой на II съезде РСДРП, они стали создавать для каждого российского этноса соответствующие государственные образования. Правда, это самоопределение под контролем большевистской партии было во многом формальным, так как все национальные республики, в том числе и союзные, находились под жестким контролем одного города - Москвы, роль которой в жизни страны и даже в жизни всей планеты безмерно преувеличивалась.

30 декабря 1922 г. на 1 съезде Советов СССР была принята Декларация об образовании Союза ССР. Первоначально в СССР вошли: РСФСР (столица - Москва), УССР (Харьков, с 1934 г. Киев), БССР (Минск), ЗСФСР (Тифлис / Тбилиси). Позднее, уже после образования СССР из РСФСР выделились союзные республики Казахская ССР (Алма-Ата), Киргизская ССР (Фрунзе, с 1991 г- Бишкек), Туркменская ССР (Ашхабад), Таджикская ССР (Душанбе). В 1940 г. к СССР присоединились Латвийская ССР (Рига), Литовская ССР (Вильнюс), Эстонская ССР (Таллинн). Таким образом, СССР с самого начала был составным государством.

Несколько слов о Закавказской Федерации. По Конституции СССР 1936 г. эта федерация была упразднена, а Азербайджан, Армения и Грузия вошли в СССР как самостоятельные государства. Данная федерация явилась повторением в новых условиях Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР), созданной 22 апреля 1918 г. националистическими буржуазными партиями: грузинскими меньшевиками, армянскими дашнаками, азербайджанскими мусаватистами. В результате внутренних разногласий 8 июня ЗДФР распалась, и образовались Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики.

Образование и распад Закавказской Федерации, сначала буржуазной, а затем социалистической, в миниатюре являет нам модель образования и последующего распада составных государств, столицы которых образовались независимо друг от друга, в том числе и модель образования и распада самого СССР. И Минск, и Тбилиси (вместе с Баку и Ереваном), и Киев, а затем и Вильнюс, и Рига, и Таллинн как столицы образовались помимо Москвы (а иногда и задолго до Москвы) и поэтому последняя не может считаться материнской столицей для перечисленных столиц союзных республик. Только Алма-Ату, Ашхабад, Душанбе, Бишкек и, с оговорками, Ташкент (поскольку Ташкент, Шаш, был столицей средневекового феодального владения) можно считать дочерними столицами Москвы.

На основе вышеизложенного, можно построить график Российской (Евразийской) цивилизации. Из него видно, что Российская цивилизация поистине может называться Евразийской, поскольку материнскими городами Москвы - главного города этой цивилизации являются Владимир - «дочерний город» Киева, и Сарай-Берке - «дочерний город» Ханбалыка (Пекина). Эта двойственность, когда культурно-религиозные корни России идут к европейским истокам, а государственно-политические - к азиатским, определяла и определяет прошлое России и ее настоящее, и будет определять ее будущее.

Заметим также, что между столицами, участвовавшими в генезисе Российской цивилизации, расстояние приблизительно равное «шагу столиц». И только в двух случаях (Владимир - Москва - 177 км, Москва - Ташкент - 2789 км) «шага столиц» нет. Таким образом, «шаг столиц» имеет прогностическое значение, с большой долей вероятности показывающий местонахождение новых столиц на карте мира (см., например, «Поднебесный развал»).

Из анализа видно, что дочерними столицами Москвы являются столицы среднеазиатских государств. Астана - новая столица Казахстана, также появилась по «шагу столиц»: Алма-Ата - Астана - 971 км (1 ШС). Таким образом, эти государства вместе с Российской Федерацией образуют одну Евразийскую цивилизации. Славянские государства Европы - Украина, Беларусь, некогда входившие в Киевскую Русь, а затем в Российскую империю и СССР - в Евразийскую цивилизацию не входят, потому что материнскими столицами для них является уже не Москва.

Дрейф в Европу Украины, Беларуси, Молдовы, республик Балтии вполне естествен. И удерживать их России не нужно. Хотя Европейскому союзу такие большие государства как Украина, площадь которой в 2 раза превышает Италию и в 2,5 - Великобританию - не нужны. Чтобы сохранить свою территориальную цельность, Украина могла бы войти с Россией в союз и образовать конфедерацию наподобие Австро-Венгерского, или Польско-Литовского содружества, но насколько она будет долговечной сказать трудно, поскольку самый больной вопрос подобных конфедераций - конкуренция столиц (политических элит). Сближение Москвы с республиками Средней Азии в долговременном плане менее рискованно, а по ШС и вполне естественно.


Владимир Патраков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1112