ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1104
У слепого за спиной
Между тем никаких внятных комментариев по поводу возможностей новой программы ПРО, предложенной администрацией Обамы, нет   1 октября 2009, 15:00
 
В то время как в российских СМИ президенты России и США представляются чуть ли не лучшими друзьями, действительное положение вещей откровенно мрачное

Отказ США от размещения третьего кольца ПРО в Восточной Европе по программе старой администрации сильно вскружил голову российскому руководству. Медведев и Обама теперь представлены в российских СМИ чуть ли не как лучшие друзья-товарищи. Активно поговаривают о том, что Россия вот-вот присоединится к возглавляемой США антииранской кампании.

Достаточно всего лишь здорового скепсиса в отношении манифестов, сфабрикованных на основе обрывочных цитат американских военных, чтобы осознать всю глубину подобного заблуждения.

Ситуация выглядит так, как будто свет сошёлся клином на «железе» в Польше и Чехи. А между тем никаких внятных комментариев по поводу возможностей новой программы ПРО, предложенной администрацией Обамы, нет. Отечественная пресса как будто нарочно хочет свести всё дело к тому, что, убедившись в излишней переоценке администрацией Буша иранской угрозы, новое руководство Соединенных Штатов решило ни от кого не защищаться.

Однако, достаточно всего лишь здорового скепсиса в отношении манифестов, сфабрикованных на основе обрывочных цитат американских военных, чтобы осознать всю глубину подобного заблуждения. При этом для прояснения ситуации достаточно хотя бы обратиться непосредственно к тексту выступления Барака Обамы в конгрессе от 17 сентября, где он и объявил о своём решении в отношении американской ПРО в Европе.

«Как я говорил в ходе предвыборной кампании, президент Буш был прав в том, что иранская ракетная программа представляет значительную угрозу. Поэтому я принимаю эстафету по развёртыванию мощной системы противоракетной обороны, адаптированной к угрозам 21-го века», - говорится в стенограмме выступления.

Далее: «По моей инициативе была проведена всесторонняя оценка нашей программы противоракетной обороны в Европе, и по итогам углублённого разбирательства я одобрил единодушные рекомендации министра обороны и Совета безопасности по усилению американской системы защиты против ракетных ударов». Обратите внимание, речь идёт именно об усилении противоракетного щита и ни слова о том, что иранская угроза отложена.

На протяжении большей части выступления Обама говорит о преимуществах предложенной им системы ПРО перед старым проектом: «Новый подход, основанный на надёжных технологиях, лучше обеспечивает наши возможности и предоставляет более масштабную защиту от ракетных угроз, нежели программа европейской противоракетной безопасности 2007-го года. Данное решение продиктовано двумя главными причинами. Во-первых, мы уточнили наши оценки иранской ядерной программы, обратив особое внимание на иранским ракетам малой и средней дальности, способных достичь Европы». Далее президент произносит несколько слов по поводу дипломатических усилий в отношении Ирана, подчёркивая, что всё же наилучшей гарантией соблюдения американских интересов будет надёжный противоракетный щит.

Кому выгодно сегодня поддерживать иллюзию того, что решение Обамы может быть рассмотрено как «шаг навстречу России» в рамках общей «перезагрузки» отношений двух стран?

«Во-вторых, - продолжает он, - мы существенно продвинулись в области противоракетных технологий, что в частности касается ракет-перехватчиков наземного и морского базирования, а также радаров. Таким образом, наш новый подход подразумевает использование надёжных и экономичных технологий, отвечающих современным вызовам в более высокой степени, нежели ранее предложенная программа».

Итак, вместо того, чтобы отказаться от ПРО, как в этом нас пытаются убедить СМИ, США, наоборот, модернизируют её: «Поскольку наш новый проект будет многоступенчатым и гибким, мы сохраним возможность в дальнейшем трансформировать и укреплять нашу оборонную систему параллельно с развитием технологий и типов угроз. Проще говоря, наша новая архитектура безопасности в Европе обеспечит более сильную, чувствительную и быструю защиту Америки и её партнёров».

Дальнейшая часть президентской речи вызывает не меньший интерес, ибо касается пресловутых Чехии и Польши, американское присутствие в которых так сильно беспокоило Кремль всё это время. «Этот подход также согласуется с усилиями в области общеНАТОвской безопасности и обеспечивает возможности для дальнейшего углубления международной координации в этой области. Мы продолжим тесное сотрудничество с нашими близкими друзьями – Чехией и Польшей, которые согласились на размещение элементов ПРО в рамках предыдущей программы. Я говорил с премьер-министрами обеих стран о нашем решении и заверил их в том, что наши связи по-прежнему глубоки и прочны. Вместе мы продолжим многоплановые совместные усилия по усилению нашей коллективной безопасности».

Получается, что, отказавшись от установки устаревших элементов ПРО, США в принципе не отказываются от идеи наземного базирования отдельных элементов новой системы в Европе, а возможно, и в тех же самых странах, о которых шла речь и раньше. Впрочем, этот момент не является принципиальным и даже в некотором смысле уводит нас от сути дела.

А суть его состоит в том, что США создают ультра-современную, глубоко демассифицированную, мобильную систему противоракетной обороны, которая будет недосягаема ни для каких «Искандеров». Зона же её покрытия в перспективе вообще не ограничена. Нетрудно сообразить, что дисбаланс, который вносит этот проект в систему взаимного российско-американского ядерного сдерживания, будет значительно более сильным, чем в случае старой бушевской программы.

Возникает вопрос: кому выгодно сегодня поддерживать иллюзию того, что решение Обамы может быть рассмотрено как «шаг навстречу России» в рамках общей «перезагрузки» отношений двух стран? И пока что вопрос остаётся без ответа.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1104