ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1099
Вагон бежит качается
Широту взглядов и безбрежную терпимость немецкого электората могут попросту не оценить в большинстве стран мира   29 сентября 2009, 09:00
 
Результаты прошедших в Германии выборов в Бундестаг могут сильно изменить политическую обстановку вокруг страны, в том числе и отношения с Россией

Выборы как, собственно, и вся предвыборная кампания в Германии не принесли никаких сюрпризов ни немцам, ни многочисленным политических экспертам. Произошло то, что и должно было произойти. На выборах в Бундестаг, как и предсказывали социологи, одержал победу союз ХДС / ХСС (Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз) во главе с Ангелой Меркель с результатом примерно в 33% голосов.

Многочисленные российские и немецкие эксперты ищут и находят множество схожих черт между Штайнмайером и Владимиром Путиным, что, как предполагают, способствовала успеху отношений между Германией и Россией.

На втором месте с огромным отрывом для традиционно соперничающих партий идет СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) под руководством главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Партия, с которой не мог совладать еще Бисмарк, пала жертвой «христианского союза», христианство в котором, впрочем, осталось только в названии. «Левые», Зеленые и либерал-демократы (СвДП) набрали в районе 10 процентов каждая. Эти голоса будут важны при формировании правящей коалиции.

Что же сулит России новый расклад политических сил в ключевой с геополитической точки зрения стране Западной Европы? Для этого нужно в первую очередь обратиться к стратегии внешнеполитической деятельности двух главных претендентов на пост канцлера.

Всем известно, что Ангела Меркель с самого начала своей карьеры на посту канцлера Германии скептически относилась к развитию российско-германских отношений. При выборе геополитических союзников действующий канцлер ориентировалась на американский центр силы. Это доказывают многочисленные уступки Соединенным Штатам, сделанные Меркель за последние несколько лет.

Например, относительно ситуации на Ближнем Востоке Германия под руководством Меркель всегда оставалась неукоснительно верна внешнеполитической линии Белого дома. Так, первым внешнеполитическим жестом новоизбранного канцлера стало осуждение шиитской группировки «Хизбалла» в июле 2006 года. Кроме того, Германия всегда оставалась абсолютно солидарной с США по ядерной программе Ирана, выступая вслед за Кондолизой Райс и её преемницей Хиллари Клинтон за введение жестких санкций против Исламской Республики вплоть до проведения совместной с Израилем военной операции против Ирана (в отношениях с Израилем сказывается мощнейшее влияние еврейского лобби в Германии и за ее пределами, к которому немцы в силу исторических причин не могут не прислушиваться).

После визита в Германию в сентябре 2007 года китайского сепаратиста Далай-ламы стали окончательно портиться отношения Германии с Китаем. Именно с того времени в немецкой прессе началась и продолжается до сих пор широкая кампания в поддержку «освободительного движения» Тибета, в осуждение китайской диктатуры и в защиту прав человека в Поднебесной. С тех пор Великобритания и Германия стали флагманами борьбы за освобождение Тибета.

Не будем забывать, что в 2008 году немецкое правительство во главе с Меркель вопреки позициям России, Китая и Сербии признало независимость края Косово. Финальным же аккордом внешнеполитической деятельности канцлера можно считать официальную позицию Германии по августовской войне на границе Грузии и России. Тогда фрау Меркель во время визита в Москву заявила, что считает «реакцию России непропорциональной». Посетив Тбилиси двумя днями позже, Меркель заявила, что Грузия должна войти в НАТО.

Немецкая политика была бы намного более красочной, противоречивой и интригующей, если бы разные силы внутри и вовне ее властных элит не уравновешивали друг друга. Стремление политической системы Германии после Второй мировой войны к консенсусному равновесию по любому вопросу внутренней и внешней политики стало визитной карточкой страны. Компромиссной фигурой, уравновешивающей западный политический вектор Меркель с 2004 года, стал Франк-Вальтер Штайнмайер.

Многочисленные российские и немецкие эксперты ищут и находят множество схожих черт между Штайнмайером и Владимиром Путиным, что, как предполагают, способствовала успеху отношений между Германией и Россией в последнее десятилетие. Так, с ноября 1998 года по июль 1999 года Штайнмайер был уполномоченным по координации деятельности спецслужб, а с июля 1999 года входил в Совет безопасности Германии. Его считали «серым кардиналом» и «правой рукой Шредера». Вместе с тогдашним министром иностранных дел Йозефом Фишером он активно шел на сближение с Россией, непосредственно участвовал в разработке плана трубопровода по дну Балтийского моря.

Администрация США жаловалась на Штайнмайера за то, что после терактов 11 сентября немецкие спецслужбы, деятельность которых он координировал, неохотно делились разведданными с ЦРУ и ФБР. Еще в 2002 году он вел переговоры с американскими представителями о планах вторжения в Ирак, после чего официально и жестко заявил послу США в Германии, что Бундесвер не будет участвовать в этой военной операции.

Кардинально могут быть подорваны отношения с рядом исламских стран, в которых содомия, приверженцем которой является глава либерально-демократической партии, считается подсудным делом и карается виселицей.

Штайнмайер был неожиданно для всех назначен на пост главы МИД (немецкие эксперты видят в этом уступку крупному немецкому бизнесу, которому крайне невыгодно портить отношения с Россией). Тогда наибольшую обеспокоенность в связи с открыто пророссийской позицией Штайнмайера проявлял, разумеется, Вашингтон. С момента своего назначения на новый пост Штайнмайер стал антиподом Меркель почти в каждом из ее внешнеполитических решений. Лишь жесткая позиция Штайнмайера как главы МИДа несколько уравновешивала либерально-западнический запал канцлера.

Так, в мае 2008 года он категорически отказался встречаться с Далай-ламой, чтобы не провоцировать Китай, а также предостерег правительство от изоляции Ирана и Китая на основании «ущемления прав меньшинств». Осуждая в первые дни после войны 08.08.08 российское руководство за «вторжение на территорию суверенного государства», он в то же время созвал европейскую комиссию по расследованию причин и подробностей войны. И уже в сентябре этого года комиссия возложила вину за разжигание конфликта на Грузию.

Едва появились первые данные exit polls, согласно которым с большим отрывом лидирует на выборах Ангела Меркель, Франк-Вальтер Штайнмайер заявил об уходе его партии в оппозицию, а вновь избранная канцлер заявила о создании коалиции со Свободной демократической партией. Теперь лидер СвДП Гидо Вестервелле скорее всего придет на место Штайнмайена. А это значит, что впервые столь высокую должность главы МИД займет представитель нетрадиционной ориентации. Гидо Вестервелле не скрывает своих любовных предпочтений. Так, на одной из правительственных вечеринок он появился с одним из своих новых спутников. Снимки счастливой пары облетели тогда всю Германию.

Решение о назначении Вестервелле на пост главы МИД может дорого обойтись Германии. И дело здесь, конечно, не только и не столько в подрыве взаимоотношений с Россией и не в чисто эстетических предпочтениях сторонников или противников столь милых, но бесплодных супружеских союзов. Кардинально могут быть подорваны отношения с рядом исламских стран, в которых содомия, приверженцем которой является глава либерально-демократической партии, считается подсудным делом и карается виселицей. Ни одно должностное лицо Ирана, Саудовской Аравии или даже Египта, где еще крепки традиционные взгляды на отношения полов, не встанет даже рядом с Вестервелле. Сам лидер СвДП неоднократно жестко высказывался против стран, где систематически запрещаются гей-парады. Это заранее дает повод сказать, что с мэром Москвы Вестервелле уж точно не сможет найти общий язык.

Широту взглядов и безбрежную терпимость немецкого электората могут попросту не оценить в большинстве стран мира. России и другим традиционным странам, в которых еще хорошо помнят, чем мужчина отличается от женщины, а продуманная внешняя политика национальных – от дешево-пропагандистской болтовни о правах человека, остается лишь уповать на благоразумие политических элит Германии и трезвый рассудок рядовых бюргеров, хорошо помнящих завет Бисмарка о необходимости крепкой дружбы с Россией.


Андрей Коваленко  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1099