ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1053
Преступление без наказания
Нет такого ощущения, что у власти существует четкая внешнеполитическая стратегия, которая могла бы подкрепить критические заявления МИДа и парламентариев-международников   11 августа 2009, 09:00
 
Пятидневная война еще не закончена - миссия России на Кавказе так и осталась незавершенной

Год назад, в ночь с 7 на 8 августа по приказу Михаила Саакашвили грузинские войска подвергли мирный город Цхинвал обстрелу из реактивных установок «Град». Вслед за артобстрелом пришел черед танковой атаки. Началась война, которую теперь называют пятидневной – война, которая сейчас некоторыми оценивается как победоносная и практически бескровная.

Если Саддам Хусейн был повешен из-за разработок ядерного оружия, то Михаил Саакашвили, совершив явное и задокументированное преступление, остается не только на свободе, но и у власти.

Но стоит вспомнить, что только по официальным данным в ходе боев погибло не менее 1700 жителей Южной Осетии, в большинстве своем российских граждан. Более 30 тыс. человек – почти половина населения это небольшой республики, были вынуждены покинуть свои дома. Не будем забывать о свидетельствах тех, кому в те дни посчастливилось выбраться из Цхинвала, захваченного подготовленной и проинструктированной американцами армией Грузии. Той самой Грузии, чей «демократический эксперимент», по мнению авторитетнейшей «Financial Times», стал причиной «нападения России».

«Той ночью – с 7 на 8 августа – снаряд с такой силой разорвался, что у нас стену в доме пробило, и дом загорелся сразу. Мы от ужаса бросались в разные стороны, не знали, куда нам деться… Нам уже некуда было деваться, и мы выломали окно и через него, босиком, выскочили и забежали к соседям в подвал…»

«После шквального огня грузинские военные проводили так называемые зачистки. Они заходили в жилые дома и в упор расстреливали детей, стариков и женщин.

Грузинский спецназ забрасывал гранатами подвалы, в которых прятались мирные жители…»

«Грузины смеялись нам в лицо, им доставляло удовольствие смотреть на наши мучения. Эти нелюди хотели раздавить тело моего мужа танком, я встала перед ними, и сказала, что тогда им придется переехать и меня…»

«Как себя вели защитники “свободной Грузии”: засунули дуло автомата в рот соседской старухе, когда та по старчески стала на них ворчать, хозяйка дома напротив на вопрос грузинских солдат кто в подвале – ответила, что там женщины и дети. “Защитники Грузии” без предупреждения закинули в подвал две гранаты...»

«Когда раздались первые взрывы, родители бросились спасать детей. Они хватали их, спящих, и своих, и соседских, укладывали на заднее сиденье — сколько поместится, пытались уехать. Но на дороге их ждала засада. Один залп Т-72 — и машина горит».

Вот еще одно свидетельство «демократического эксперимента» по реинтеграции Грузии, имевшего говорящее само за себя название – «Чистое поле».

«Когда в начале 90-х шла первая грузино-осетинская война (тогда, напомним, у власти в Тбилиси находился видный деятель правозащитного движения, гуманист и демократ Звиад Гамсахурдиа, к которому с большим почтением относится Михаил Саакашвили), танки с надписью “Сакартвело” прицельно били и по 5 школе Цхинвала, и по детским садикам… Кто смог — спасся, кто нет - так лежал, где настиг снаряд, осколок или пуля. В районе 5-й школы чаще всего это происходило с детьми. Но предать земле прах, отвезти на кладбище, цхинвальцы не могли. Дорога на погост простреливалась. Тогда решили хоронить прямо на школьном дворе… 8 августа 2008 года, когда танки Саакашвили оказались в Цхинвале, первым делом расстреляли кладбище возле пятой школы…»

Год назад российские власти приняли единственно возможное в тот момент решение. Приняли недопустимо поздно. Лишь через десять часов после начала варварской атаки на Цхинвал и другие города и селения Южной Осетии – атаки, которую можно расценивать только как первый этап в запланированном геноциде осетинского народа, - был отдан приказ о вводе в зону конфликта частей 58-й армии и о начале воздушных и военно-морских операций.

В свое время Израиль начал войну с Ливаном из-за двух взятых в заложники солдат. Россия в августе 2008-го пришла на помощь десяткам тысяч своих граждан, которых взял в заложники режим Саакашвили. Если же встать на позицию «прогрессивного человечества» (которое, вопреки очевидным фактам, не желает признавать существование югоосетинского государства, хотя с чувством глубокого удовлетворения признало независимость Косово), то получается, что Саакашвили убивал своих же собственных граждан.

Как абсолютно верно заметил глава думского комитета по международным делам Константин Косачев, действия грузинского руководства в августе прошлого года с точки зрения международного права должны квалифицироваться только как преступления против человечности.

Но это какое-то странное преступление – преступление без наказания. И дело не только в том, что прошлогодние призывы представителя РФ в ООН Виталия Чуркина признать происходящее в Южной Осетии геноцидом были проигнорированы. И даже не в том, что независимость Южной Осетии и Абхазии помимо России признал только команданте Даниэль Ортега, и не желает признавать даже наш, казалось бы, ближайший союзник Александр Лукашенко.

Представим себе такую ситуацию. Май 1946 года. Живой и здоровый Адольф Гитлер в своей очередной речи требует от Советского Союза вывода Красной армии (остановившейся где-нибудь на Висле) с незаконно занимаемых территорий. Абсурд? Но нечто подобное происходит на наших глазах. Если Саддам Хусейн был повешен из-за разработок ядерного оружия (которых, как позже выяснилось, не было и в помине), то Михаил Саакашвили, совершив явное и задокументированное преступление, остается не только на свободе, но и у власти. Может, потому что Саддам не был выпускником Колумбийского университета?

Позиции либералов в экспертном сообществе и масс-медиа остаются незыблемыми – и тех, кто выступает с последовательно патриотических позиций, из этих сфер столь же последовательно выдавливают.

«Россия сталкивается с дипломатическим поражением спустя год после начала российско-грузинского конфликта», - заявил накануне годовщины трагических событий тот, кого Россия еще год назад призывала посадить на скамью подсудимых Гаагского трибунала. И это, увы, на сегодняшний день один из главных итогов той войны. Это значит, что война не закончена.

Стоит ли гордиться «принуждением к миру» того, кто год спустя вновь отдает приказы об обстрелах Цхинвала – ситуация, к великому сожалению, очень напоминает ту, что была накануне 8 августа 2008 года. Грузия, напомним, получила не так давно финансовую помощь от США в размере $1 млрд. – и вряд ли эти деньги были истрачены на борьбу с кризисом (по данным британской «Guardian», за первые шесть месяцев 2009 года внешнеторговый оборот Грузии упал на 37,2%, объем импорта сократился на 37,7%, а безработица выросла до 17%). Очень вероятно, что упомянутый миллиард был потрачен на перевооружение армии – ведь это так заманчиво отвлечь общество от экономических неурядиц и заодно заткнуть оппозицию, сыграв «матч-реванш» против России.

Да, год назад агрессор был остановлен, но он не понес заслуженного им справедливого наказания. Преступник ушел от ответственности. Режим, поставивший себе целью добиться «единства нации» посредством уничтожения целых народов – режим фашистский, нацистский, - продолжает существовать.

Год назад власть не смогла или не захотела прислушаться к доводам тех, кто призывал действительно завершить эту войну – дойти до Тбилиси (до которого оставалось 40 километров), и освободить братский православный грузинский народ от тирании, навязанной ему хозяевами нового мирового порядка. То, как сами хозяева относятся к своей креатуре – Мишико Саакашвили, исчерпывающе продемонстрировал вице-президент США Джозеф Байден, который недавно наведался в Тбилиси. «Своего президента следует уважать, даже если бы он был Микки-Маусом», - поучал мистер Байден грузин. Надо отдать должное американцам – они рассаживают своих «микки-маусов» там, где считают нужным. Политику Запада нельзя назвать неопределенной – лидеры североатлантического сообщества знают, чего хотят, и как этого добиться.

То же можно сказать и об отечественных либералах, которые едва ли не в первый день войны обратились к «международному сообществу» не с просьбой – с требованием «остановить российскую агрессию». Те, кто по поводу и без повода цепляли значки «Я – грузин!», очень последовательны в отстаивании своей позиции. Например, Юлия Латынина как считала, так и считает, что «осетины из Цхинвали начинают обстреливать грузинские села, а после ответного огня тут же обвиняют Грузию в агрессии». «Саакашвили равнял Цхинвали с землей в рамках восстановления целостности страны и освобождения осетин от диктатуры Кокойты, а Путин - в рамках «миротворческой миссии», - это тоже Латынина. Или, к примеру, юморист Виктор Шендерович, видный военный эксперт, и сейчас полагает, что «агрессор Саакашвили убил меньше мирных людей, чем либерал Медведев». «В морге городской больницы Цхинвали, куда свезены все тела, - сорок четыре трупа». Не больше – ибо такова точка зрения режима Саакашвили и «всего мирового сообщества».

Что же касается нашей власти, то ее «мессидж» не назовешь четким и вразумительным. Такое впечатление, что, сделав два-три шага, она заколебалась – а не слишком ли все это радикально? В результате, вместо укрепления позиций в СНГ, или хотя бы солидарной поддержки действий России, мы видим нелепый конфликт с Белоруссией, продиктованный «чисто деловыми» интересами. И вот уже американский вице-президент Байден по итогам своего вояжа на Украину заявляет, что «увядающей» России не останется другого выбора, кроме как уступить США по всем вопросам международной жизни (так что, никакая «perezagruzka» вам не светит, дорогие русские партнеры – скорее, «peregruzka»).

Нет такого ощущения, что у власти существует четкая внешнеполитическая стратегия, которая могла бы подкрепить критические заявления (но, увы, всего лишь заявления) МИДа и парламентариев-международников. Нет и ясности в том, каким «российский политический класс» хочет видеть хотя бы ближайшее будущее страны. Речь не об экономике (тут-то все понятно – мы оказались в кризисе, и из него надо выходить), а о сфере идей, которая и определяют политические и экономические стратегии. Партия власти, слегка поиграв в консерватизм и «русский проект», по-прежнему представляет собой просто сообщество управленцев и «крепких хозяйственников». Меж тем позиции либералов в экспертном сообществе и масс-медиа остаются незыблемыми – и тех, кто выступает с последовательно патриотических позиций, из этих сфер столь же последовательно выдавливают.

Миссия России на Кавказе осталась незавершенной. Можно, конечно, считать «план Медведева-Саркози» полной и окончательной дипломатической победой, и попытаться любой ценой сохранить существующий неустойчивый статус-кво. Но, к сожалению, «оставить все как есть», вряд ли получится.

«Конфликт, приведший к войне, не завершен, - пишет в уже цитировавшейся статье в «Finansial Times» исполнительный директор трансатлантического представительства американского Фонда Германа Маршалла в Брюсселе Рональд Асмус. - Грузия все еще стремится на Запад, а Москва по-прежнему хочет ей помешать. Именно поэтому из Москвы вновь слышатся отзвуки бряцанья оружием». Услышав это бряцанье, Западу, по мнению главы брюссельского филиала Фонда Маршалла, «следует проявить единство и подчеркнуть, что нарушение правил игры в Европе не может так просто сходить с рук, и что дальнейшая агрессия по отношению к Грузии приведет к переосмыслению отношений с Россией, которое в прошлом году произведено не было». Может быть, и России следует кое-что переосмыслить?


Михаил Мошкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1053