ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1049
Горе от добра
Слова руководителя российского МИД Сергея Лаврова о том, что «проект Саакашвили полностью провалился» звучат наиграно   7 августа 2009, 09:00
 
Отказавшись из благих побуждений от полной оккупации Грузии год назад, Россия сегодня получила все то, чего она старалась избежать своим «миролюбием»

Годовщина начала российско-грузинской войны - подходящий повод подвести итоги случившегося, тем более что года, прошедшего с момента начала боевых действий, вполне достаточно для того, чтобы оценить долгосрочные стратегически значимые эффекты операции.

Произошедшее на международных площадках за прошедший год свидетельствует о существовании негласного сговора влиятельных сил Запада по недопущению формального признания правоты России в конфликте с Грузией.

Наибольший интерес при этом представляет вопрос о последствиях выбора, сделанного российским руководством в отношении масштабов «операции по принуждению Грузии к миру». Очевидно, что к моменту согласования «плана Медведева-Саркози» этот выбор был сделан, и состоял он в том, чтобы ограничиться очисткой территории Южной Осетии и Абхазии от военных сил противника, а также уничтожением ключевых объектов вражеской военной инфраструктуры вблизи границ с целью предотвратить возобновление наступления в краткосрочной перспективе.

Напомним, что до того, как «план Медведева-Саркози» был подписан и Россия начала вывод своей боевой техники с грузинской территории, в военных и экспертных кругах всерьёз обсуждались планы по более глубокому военному проникновению на территорию агрессора и насильственному смещению руководства республики, совершившего – этого не следует забывать - ряд серьёзных военных преступлений, включая геноцид осетинского народа.

В качестве основной цели такого плана заявлялось эффективное предотвращение агрессии преступного режима в более длительной перспективе. Доводы же против реализации такого решения были следующие: во-первых, опасность международной изоляции России на основе консенсуса западных стран о недопустимости вмешательства в дела поддерживаемого ими режима, во-вторых, риск оттолкнуть от России другие, более лояльные республики бывшего СССР слишком решительными жестами.

Рассмотрим же результаты, которые мы имеем сегодня, с точки зрения сказанного. В первую очередь следует признать, что главное опасение сторонников десуверенизации Грузии сбылось. Этот факт в своих комментариях по случаю годовщины войны отмечают все отечественные эксперты и государственные чиновники. В частности, заместитель начальника Генштаба России Анатолий Ноговицын на пресс-конференции, прошедшей в среду, подчеркнул то обстоятельство, что тот же самый режим, который предпринял попытку геноцида осетин год назад, сегодня не только продолжает находиться у власти в республике, но и методично добивается восстановления своего военного потенциала за счёт союзников.

Кроме этого, доказательством того, что Грузия до сих пор является потенциальным агрессором, служат, по словам военного, регулярные провокации на границе с применением огнестрельного, в том числе и тяжёлого оружия - общим числом около 120 за прошедший год. Причём, в последнее время число и масштабы этих провокаций заметно возросли.

Тот факт, что Грузия продолжает оставаться источником потенциальной военной агрессии, является следствием в том числе и безответственной, а по ряду показателей и откровенно враждебной в отношении России позиции некоторых стран Запада и ближнего зарубежья, среди которых особо выделяются США и Украина.

США по-прежнему принципиально поддерживают стремление Грузии к вступлению в НАТО. Также Америка не намерена отказываться от поставок вооружений в Грузию, аргументируя своё решение тем, что "на поставки в Грузию не существует международного эмбарго". Об этом, в частности, заявляет замгоссекретаря США по делам Евразии Филип Гордон. Помимо этого тон последнего визита в Грузию вице-президента США Джо Байдена красноречиво свидетельствует о сохраняющейся поддержке Вашингтоном политики президента Михаили Саакашвили.

На озвученную недавно просьбу Саакашвили перевооружить грузинскую армию, США дают принципиальное согласие. И хотя формулировки по этому поводу со стороны американских чиновников носят намеренно неопределённый характер, очевидно, что прекращать поставки вооружений в Грузию они не собираются. Так, по сообщению замглавы Пентагона по вопросам международной безопасности Александра Вершбоу, США в ближайшее время готовы предоставить Грузии военную помощь ещё на 16 миллионов долларов.

О том же, что нелегальные поставки вооружений в Грузию из Украины продолжались в течение всего года, заявил на днях заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

В этой ситуации предупреждение России о возможности введения экономических санкций против поставщиков оружия Грузии звучит весьма легковесно, ведь односторонние санкции, не обеспеченные международным консенсусом, имеют ограниченное воздействие даже на экономически уязвимые страны, не говоря о таких гигантах, как США.

Однако, к сожалению, на международный консенсус по вопросу осуждения Грузии и признания недопустимости военных сделок с ней России рассчитывать не приходится. Всё, произошедшее по этому поводу на международных площадках за прошедший год, свидетельствует о существовании негласного сговора влиятельных сил Запада по недопущению формального признания правоты России в конфликте с Грузией.

Попытка избежать формирования предвзятой враждебной атмосферы на международном поле также потерпела неудачу, компромиссное решение командования по ограничению масштабов контрнаступления не принесло ожидаемых результатов.

В частности, об этом свидетельствует подозрительная судьба отчёта специальной комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств августовской войны. Публикация отчёта, представляющего собой наиболее содержательную критику грузинской позиции и роли руководства республики в развязывании агрессии против Южной Осетии, в очередной раз откладывается. По последним заявлениям представителей комиссии доклад будет опубликован в сентябре, хотя ранее выход документа ожидался к началу лета. В рамках официальной версии задержка публикации связана с новой информацией, поступившей в распоряжение комиссии. Однако, весьма вероятным представляется то, что эта задержка происходит по политическим причинам, и обусловлена стремлением западных политиков свести к минимуму эффект от признания Грузии в качестве агрессора.

Это значит, что каково бы ни было реальное отношение европейских лидеров к Саакашвили и его действиям, они принуждены к участию в антироссийском сговоре, инициированном США с целью дискредитации позиции Москвы. И в этом смысле можно сказать, что международная изоляция, которой так испугались в Кремле, всё же состоялась и без доведения военной победы над Грузией до логического конца.

В свете сказанного слова руководителя российского МИД Сергея Лаврова о том, что «проект Саакашвили полностью провалился» звучат наиграно. Анатолий Ноговицин признаёт, что за прошедший год усилия России, по сути, сводились к попыткам отразить обвинения в агрессии и не приблизили её к тому, чтобы истинный виновник трагедии был наказан. Попытки донести до международного сообщества полноту собственной позиции в целом потерпели неудачу. Таким образом, цель «задобрить» Запад сдержанностью реакции, к которой стремились противники продолжения военной операции на территории Грузии, не была достигнута.

Напрасно рассчитывали эти силы в российском руководстве и на то, что их позиция поспособствует успехам Москвы в направлении интеграции постсоветского пространства. Если мы трезво посмотрим на состояние интеграционных процессов в рамках ОДКБ, ШОС и других крупных проектов, то будем вынуждены признать его существенное ухудшение за последний год. Отношения с ещё недавно самым преданным союзником России на постсоветском пространстве - Белоруссией испортились до такой степени, что сегодня Минск саботирует завершение процедуры по созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Да и остальные партнёры по организации не стесняются намекать России, что каждый из них - себе на уме.

Это значит, что наши союзники прочитали в осторожности военных жестов Москвы не «великодушие», но скорее нерешительность, а значит - отсутствие готовности по-настоящему стать центром стратегического сплочения.

Таким образом, итоги решения, принятого военным и политическим руководством России в ходе войны с Грузией, можно подвести следующие: отказавшись наказать врага собственноручно и попытавшись апеллировать к якобы беспристрастным инстанциям и механизмам международного регулирования, Россия в принципе упустила возможность привлечь агрессора к ответственности. С другой стороны, попытка избежать формирования предвзятой враждебной атмосферы на международном поле также потерпела неудачу, компромиссное решение командования по ограничению масштабов контрнаступления не принесло ожидаемых результатов. В то же самое время этот компромисс негативно сказался на региональном имидже страны, поставив под сомнение её претензии на становление в качестве по-настоящему независимого регионального лидера и противовеса распространению евро-атлантистского влияния в регионе.

Всё это говорит о том, что условную победу в прошлогодней войне можно рассматривать лишь как выполнение долга перед своими гражданами - и то с натяжкой, учитывая масштабы потерь среди мирного населения. Говорить же о стратегическом заделе и наращивании капитала влияния, к сожалению, не приходится вовсе.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1049