ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1028
Хроника пикирующего доллара
Нет условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых расчетах и формирования на их основе общей платежной системы   17 июля 2009, 09:00
 
Уже в нескольких регионах мира полным ходом идет работа по созданию региональной единой валюты – Россия же на этом поприще ничем похвастаться не может

Мировой экономический кризис существенно пошатнул позиции доллара, который является основным инфраструктурным элементом проекта американского глобализма. Один за другим в разных уголках планеты появляются проекты по вытеснению валюты США из статуса резервной, что в свою очередь стимулирует региональную интеграцию и меняет геополитическую картину мира.

В глобальном масштабе акю для Азии является страховкой от валютной политики США, направленной на снижение курса доллара, что больнее всего бьет именно по азиатским экономикам.

В июне этого года члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Бахрейн подписали соглашение о создании валютного союза. Он подразумевает собой создание единого валютного пространства, единого Центробанка, валютной системы и, что самое важное, единой скоординированной макроэкономической политики.

Если учесть, что только в прошлом году суммарный ВВП упомянутых стран составил 764 миллиарда долларов, то можно говорить о существенном ущербе американской экономике, который с течением времени будет только нарастать. Правда, появление новой валюты ожидается только к 2013 году. Но уже сегодня известно, что единый Центробанк будет располагаться в столице Саудовской Аравии, а новая единая валюта будет носить название «халиджи».

О единой валюте говорят и в странах Южной Америки. В апреле этого года на саммите торговой организации Боливарианская альтернатива, в которую входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика, Сент-Винсент, Гренадины, Антигуа и Барбуда, а также Гондурас, было принято решение о введении условной единицы для взаиморасчетов «сукре». Сукре изначально будет обращаться в виде виртуальной валюты, однако, в будущем планируется переход к полноценной валюте. Ожидается, что сукре будет действовать не только в странах Боливарианской альтернативы, но и в других государствах, заинтересованных в подобном инструменте - в частности, в Эквадоре и Парагвае.

Аналогичная ситуация наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Первые практические шаги к созданию Азиатского валютного фонда сделал Азиатский банк развития - основанный в 1966 году, его членами являются 67 государств, из которых 48 расположены в Азии, а 19 являются нерегиональными членами.

По его решению в 2006 году была создана единая расчетная единица - азиатская валютная единица, акю (Asian Currency Unit, acu), что копирует тенденции создания Европейской валютной системы. Акю планируется использовать в качестве индикатора колебаний валют стран региона по отношению к доллару, евро и другим свободно конвертируемым денежным единицам.

По европейскому образцу предполагается выработать способы привязки национальных валют к акю и обязать страны-участницы проводить общую экономическую политику для сокращения колебаний валютных курсов по типу «европейской валютной змеи». В глобальном масштабе акю для Азии является страховкой от валютной политики США, направленной на снижение курса доллара, что больнее всего бьет именно по азиатским экономикам.

Первоначально предполагалось, что основным претендентом на роль валюты-лидера станет японская йена. В дальнейшем оказалось, что темпы роста доли Китая в мировом ВВП и в международной торговле превысили темпы роста аналогичных показателей Японии, что привело к выдвижению гипотезы о ключевых позициях китайского юаня в качестве резервной валюты.

Создание валютного союза является вопросом исключительной важности, поскольку поможет стать региону одним из ключевых торговых и финансовых центров мира.

Совершенно очевидным становится то, что Китай намерен сделать юань как минимум региональной резервной валютой Восточной Азии и тем самым закрепить переориентацию Азиатско-Тихоокеанского региона с США и Японии на КНР. Создание новой резервной валюты неблагоприятно скажется на экономике США и увеличит отрицательное сальдо торгового баланса, которое частично погашалось покупкой долларовых активов странами Юго-Восточной Азии.

Хуже всего, как ни странно, с единой валютой дело обстоит в бывших советских республиках, ныне именующихся СНГ. О проекте ведутся постоянные разговоры, однако, некоторые страны, например, Украина, в силу политических противоречий с Россией по-прежнему очарованы прелестями американского глобализма и больше верят доллару, нежели проектам Москвы.

Впрочем, небезосновательно. Более чем десятилетний проект интеграции России с дружественной Белоруссией так и продолжает оставаться ничем, в то время как Вашингтон предлагает вполне «реальные» услуги по политической, экономической и военной поддержке. Правда, в условиях кризиса и прихода к власти в США Барака Обамы с его «перезагрузкой» c американскими «услугами» приходится повременить, а градус антироссийской риторики снизить.

Впрочем, есть такая организация, как ЕврАзЭс, в которую помимо России входят уже упомянутая Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Они, конечно, к Москве относятся лучше, чем Украина, но предпосылки для проекта валютной интеграции по-прежнему так и не созданы. Нет условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых расчетах и формирования на их основе общей платежной системы, возможности интеграции бюджетных систем.

Между тем, на примере Евросоюза можно проследить, что создание соответствующих условий для функционирования единой валюты занимает десятилетия. Поэтому работать надо начинать уже сегодня. Создание валютного союза является вопросом исключительной важности, поскольку поможет стать региону одним из ключевых торговых и финансовых центров мира.


Ульяна Борисова  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1028