ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1027
«Зеркало» демократии
Очернение советского прошлого – профиль Сванидзе. Он занимается им всегда и везде, по поводу и без повода: на телевизионных ток-шоу, в радио-эфире   16 июля 2009, 09:00
 
Сохранение Николая Сванидзе в среде популярных «говорящих голов» можно объяснить только необходимостью демонстрации признаков демократии

За последние годы медийщики ельцинского призыва, сделавшие карьеру на волне либеральных реформ, к счастью оказались заметно потеснены с телеэкранов и иных публичных площадок. Оно и понятно: услуги по чернению истории народа и восхвалению заслуг олигархов и их политических протеже больше не пользуются спросом. И всё же наиболее цепкие и матёрые из медиа-героев 90-х продолжают удерживать за собой некоторые позиции и даже пытаются – в пределах возможностей – гнуть свою прежнюю линию. Один из наиболее ярких представителей такого рода деятелей – тележурналист Николай Сванидзе.

В Интернете можно обнаружить упоминания о том, что с 1996 по 1997 год Сванидзе был предпринят ряд сомнительных коммерческих операций, за которые в последствии ему чуть было не пришлось отвечать по всей строгости закона.

Сванидзе – ходячая видимость существования в России «четвёртой власти». Сегодня он далёк от того, чтобы льстить руководству страны, не стесняется своего прошлого, живо интересуется судьбами радикальной оппозиции и в меру сил в этих судьбах участвует.

Родился Николай Карлович Сванидзе в 1955 году в Москве. Грузин по деду и по паспарту. Дед по отцу – в своё время видный, позже – репрессированный партийный работник. Он был 1-м секретарём Тифлисского горкома партии, откуда затем перевёлся, как считается, из-за конфликта с самим Берией, на должность министра железных дорог Украины. Эту должность и оставил в связи с арестом.

Бабушка Николая Сванидзе – тоже личность незаурядная. Еврейка, ярая большевичка ленинского призыва, лично была знакома с первыми лицами партии, включая Ленина. Сванидзе сам рассказывает о том, что бабушка исповедовала взгляды, квалифицировавшиеся при Сталине как «троцкизм» - восхищалась первым поколением большевиков-революционеров и «ненавидела» Сталина. Соответственно, с 20-х годов её партийная карьера прекращается. Тень подозрения в неблагонадёжности легла и на отца Николая – Карла, который, будучи, как и его жена, историком по образованию, долгое время проработал обычным экскурсоводом.

Таким образом, вся семья Сванидзе в той или иной степени оказалась заложницей странного психо-социального паттерна, в котором лояльность, доходящая до глубокой личной вовлечённости в дела правящего режима, соединилась с элементами затаённой обиженной неприязни к власти. Этот паттерн, судя по всему, был унаследован и младшим Сванидзе.

Сам Николай в юности тоже с удовольствием подвизался на ниве общественной работы. После школы пошёл по стопам родителей. Окончил истфак МГУ, где специализировался по истории США. Работал в элитном Академическом Институте США и Канады, преподавал в Историко-архивном институте, нынешнем РГГУ. В 1991 году пришёл на телевидение, на второй канал и живо включился в увлекательный процесс – медийное обеспечение позиций новой власти, осуществившей раздел страны и передачу национальных богатств в частные руки.

Сванидзе становится ведущим информационной программы «Вести», затем – политическим обозревателем. Трагической осенью 1993-го Сванидзе бросает всего себя на поддержку ельцинского беззакония, организовав вещание из резервной телестудии – в то время как восставшие на защиту расстрелянных парламентариев грозили штурмом взять Останкино. Власть отметила преданность – Сванидзе идёт в гору. Делает несколько авторских аналитических циклов, из которых больше всего телезрителям запомнились «Подробности» - в создании которых участвовал Сергей Доренко – и «Зеркало».

С «бульдогом Березовского», как назвали Доренко за его откровенную «заказуху» против московского мэра Юрия Лужкова, Сванидзе объединяла не только общность политической ориентации и стиля работы. По информации сайта «Компромат.ру» Сванидзе и Доренко имели общий бизнес - занимались продажей кормов для домашних животных и оказанием ветеринарных услуг. Доренко, как уже было сказано, известен своей массированной чёрной пи-ар-кампанией против Лужкова.

Сванидзе, в то время значительно более умеренный в критике власти, тоже «засветился» в антилужковском проекте, продемонстрировав в программе «Зеркало» и сопроводив соответствующим комментарием запись, впоследствии признанную фальшивкой. Нарезка из невинных походов столичных диггеров призвана была создать впечатление о работе диверсионной команды, которая беспрепятственно проникает на стратегические объекты Москвы с целью продемонстрировать беззащитность столичных властей перед террористами.

Всё это было в разгар 90-х, когда олигархи ещё тешили себя мыслью о контроле не только над медиа-пространством, а формат отмежевавшейся от них «партии власти» только намечался. Тем временем Ельцин идёт на второй срок. Сванидзе принимает активное участие в его предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь», лично сближается с президентской семьёй. Певец демократии, рынка и общечеловеческих ценностей становится лауреатом телевизионной премии «ТЭФИ» в категории «Ведущий информационной программы».

В 1996 году Сванидзе назначается заместителем председателя ВГТРК и ответственным за информационно-политическое вещание. В следующем году – занимает пост председателя кампании. В сети Интернет можно обнаружить упоминания о том, что в промежуток с 1996 по 1997 год Сванидзе был предпринят ряд сомнительных коммерческих операций, за которые в последствии ему чуть было не пришлось отвечать по всей строгости закона. Однако, ни подробностей этих операций, ни ссылок на заслуживающие доверия источники нам найти не удалось.

Сванидзе и ему подобные - это своеобразное алиби для Запада, которому российское руководство, к сожалению, до сих пор стремится по этой части угодить.

Помимо основных назначений Сванидзе фигурирует во всех крупных государственных гуманитарных и около-политических проектах. В частности, назначается членом совместной комиссии по обобщению результатов всенародного обсуждения проекта Устава Союза Беларуси и России.

Кстати говоря, и опытные аналитики, а недавно и сам президент Белоруссии Александр Лукашенко, отмечали, что проект союзного государства сильно буксует в первую очередь из-за того, что курировать его назначены люди, являющиеся убеждёнными противниками его реализации. Сванидзе – яркий пример тому. Чего только стоит пи-ар, который он обеспечил в 2004-м году лидеру белорусской оппозиции Анатолию Лебедько. В эфире «Зеркала», то есть на добрую часть российской теле-аудитории, Лебедько открыто обвинил белорусского президента в финансовых махинациях и других уголовных преступлениях.

Следующим крупным телепроектом Сванидзе становятся «Исторические хроники». В его рамках автор позиционирует себя в качестве респектабельного историка. При этом, разумеется, не обходится без замалчивания одних фактов и намеренного акцентирования других, а то и откровенного искажения данных. Разбору спекуляций Сванидзе на истории посвящены многие интернет-страницы. Цель всего этого – капитальная дискредитация большевистской революции и порождённого ею советского общественного строя.

Пуская пыль в глаза телезрителю-дилетанту, Сванидзе жонглирует данными производственной и демографической статистики, эпизодами из биографий деятелей культуры и массой других данных, привлекая к рассмотрению только те из них, которые годятся в качестве аргументации его основного посыла. А посыл этот прозрачен: до революции Россия была процветающей страной, столыпинские реформы и вовсе сулили ей великое будущее, а большевистский переворот – плод заговора уголовников, насилие над историей, не имевшее никакого отношения к интересам народа. О более чем сомнительных цифрах «невинно истреблённых», которыми сыплет Сванидзе, упоённо загибая пальцы, не стоит и говорить.

«Исторически хроники» запомнились как одна из мощнейших на то время атак на историческую идентичность народа России. В этих передачах делается особый упор на прерывность истории, на то, что годы советского строя являются её позорными страницами, которых в лучшем случае могло не быть. Псевдоисторические агитки Сванидзе до того возмутили не понаслышке знакомых с историей людей, что издательство «Алгоритм» даже выпустило книгу под названием «Ночной кошмар с Николаем Сванидзе», посвящённую предметной критике содержания его «Исторических хроник».

Очернение советского прошлого – профиль Сванидзе. Он занимается им всегда и везде, по поводу и без повода: на телевизионных ток-шоу, в радио-эфире он продолжает повторять заклинания, бывшие в ходу в 90-х: СССР – страна рабов, Сталин – тиран, советские республики – оккупированные территории, демократические преобразования – спасение для России, причём – именно в том виде, в каком они были осуществлены командой Гайдара-Чубайса.

Встречая возражения со стороны людей, проживших жизнь в СССР и пострадавших от «шоковой терапии» 90-х, Сванидзе агрессивно отделывается «пустыми прилавками» и вывертами в духе «раб, который не осознаёт, что он раб – в двойне раб».

Однако, выполнив – с переменным успехом – возложенную на него миссию по легитимации либерал-олигархического режима, Сванидзе не желает останавливаться, и вот уже кажется, что в России Путина-Медведева ему становится неуютно. Его интерес к правозащитным интригам, всякого рода протестам и тому подобным вещам неуёмен. Ему кажется, что он легитимировал что-то другое, больше похожее на то, о чём он грезил ещё в Институте США и Канады.

Возникает вопрос: зачем его вообще до сих пор держат на виду? Наиболее вероятная версия, на наш взгляд, заключается в том, что Сванидзе и ему подобные - это своеобразное алиби для Запада, которому российское руководство, к сожалению, до сих пор стремится по этой части угодить: мол, смотрите, он у нас и письмо Ходорковского с Хакамадой по ролям в прямом эфире читает! А ведь это не кто-нибудь, а бывший директор ВГТРК, член общественной палаты и вообще – уважаемый всеми, кому не стыдно в этом признаться, человек! Чем вам не демократия, чем не торжество прав?!

Простому человеку, патриоту своей страны в этой ситуации предлагается потерпеть: оно, дескать, не по правде всё, а для картинки только. Если так, то можно и потерпеть, конечно. Однако больно оно противно – кривляться да прикидываться, да чучело огородное из себя строить.


Артём Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1027