19 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение

Реальная страна | Парадоксы межэтнических связей тюркских народов | Татары-''каракалпаки'' | 19.08.2005
Татары

Релевантные ссылки:

Виктор Викторин - "Татаро-чувашское межэтническое пограничье. Ранний монотеизм в аграрном ''языческом'' ритуале"

Виктор Викторин - "Этносы и социумы приволжских степей XVII - XX вв.: политика и потестарность (от кочевания к оседлости)"

Татары-«каракалпаки» (казанские и мишарские)
в Нижнем Поволжье

Парадоксы межэтнических связей тюркских народов в XIX-XXI вв.

Рассмотрение проблемы взаимодействия этносов в Нижнего Поволжья (в т.ч. близких по языку и традициям, но прошедших разную историю) нередко создаёт совершенно неожиданную картину, причём когда всё казалось совершенно очевидным. Именно так обстоит дело с «нижневолжскими каракалпаками».

Известно (и нашло отражение в известном романе-трилогии казахского писателя И.Е.Есенберлина «Кочевники»), что часть приаральских каракалпаков в конце XYI-XYII вв. переселялась и кочевала в междуречье рр. Урала-Жайека и Эмбы, вместе с ногайцами и казахами Младшего жуза (тоже длительное время входившие в Ногайскую орду). Вместе подверглись они в нач. XYII в. нашествию новых кочевников, джунгарских ойрато-калмыков.

И неоднократно коллеги-учёные из г. Нукуса в Караклпакии за последние десятилетия, начиная с 1988-89 г., стремились разыскать под Астраханью своих пропавших в истории, «отделившихся единоплеменников». В действительности этноним «караклпак», «калпак» существует на степных и дельтовых пространствах нашего региона. Но обнаруживает он, как можно убедиться, теперь уже совсем иное содержание.


 

 

 

Архивы Евразии

Приднестровье

19.08.2004 - Дмитрий Соин: "Приднестровье задыхается от нехватки боеприпасов"

Наименование «чёрные шапки» многократно воспроизводилось в прошлом тюркского мира: «чёрные клобуки» древнерусских летописей, «карапапахи» («терекеме») – полукочевые азербайджанцы-сунниты в предгорьях нынешнего Дербентского района в Дагестане, каракалпаки Приаралья и, наконец, два рассматриваемых в данной статье примера.

Материалы для неё собирались автором «по частям» в полевых экспедициях: в июле 1973 г. (с. Сеитовка Краснояпского р-на Астраханской обл.), октябре 1982 г. (пос. Александров Гай – райцентр Саратовской обл.), сентябре 1988 г. (с. Сеитовка) и мае 1989 г. (пос. Ал. Гай) – оба раза совместно с. проф. Л.Ш.Арслановым и далее по Астраханской обл., вплоть до мая 2000 г.

Значительной удачей стало обнаружение в 1987 г. в Госархиве Астраханской обл. Подробного документа, озаглавленного «Переписка с Астраханским губернским правлением, с Черноярским, Астраханским земскими судами, саратовским губернатором и др. учреждениями об отводе земель в Саратовской губернии для каракалпаковских киргизов (казахов. – В.В.)» за 1836-49 гг. (ф. 2, оп. 1, ед. хр. 238. Лл. 1-449).

Параллельно и несколько ранее, в 1972-81 гг., татарский говор и фольклор «каракалпаков» (особенно, на примере их группы в Палласовском р-не Волгоградской обл.) внимательно изучал видный тюрколог-этнодиалектолог, Заслуж. деятель науки Республики Татарстан, проф. Л.Ш.Арсланов (г. Елабуга).

Работая поначалу отдельно, ряд экспедиций и итоговых научных публикаций мы затем осуществили сообща. Теперь возникла необходимость собрать разноплановые данные о «каракалпаках» и пополнить их новыми.

Прежними исследованиями было установлено, что в самом конце XYIII в,, в 1798-99 гг., при имп. Павле I, группа солдат-казанских татар, происхождением из окрестностей Бугуруслана, Бугульмы и Белебея на границе Татарстана, Башкортостана и Оренбуржья, бежала от службы в казахские степи и вместе с ордой султана Букея перешла в 1801 г. р. Урал-Жайек, прибыв в Нижнее Поволжье. Султан назвал их по характерным чёрным шапкам «каракалпак» (далее – просто «калпак»), а сын его Жангир (Джихангир, Джангир) свёл воедино, выдав перед властями за приведённых им в подданство иностранцев, хивинских подданных, кочевых каракалпаков.

В период 1817-27 гг. «каракалпаки» добились «приёмного приговора» в казахское общество. Но уже в 1827-42 гг. они были изгнаны султаном Жангиром из орды за непослушание и жили на границе, как раз в собственно российских пределах.

На место этих «не оправдавших доверия» «каракалпаков» Жангиром были приняты.в орду новые татары из живших тоже по соседству, на этот раз мишари пензенского происхождения из Чембарского уезда («алты-авыллы» - «шестисельные»), также получившие название «каракалпак». Известны их родственные связи (исходные или через браки?) с мишаро-татарскими с. Лятошинка в Старополтавском р-не, двумя др. сёлами в Ленинском р-не нынешней Волгоградской области. Все эти населённые пункты тоже возникли в рассматриваемые времена и расположены недалеко – в 120-150-и км – от основного ареала сложения и проживания «каракалпаков».

Но только основная часть «каракалпаков»-мишарей недолго прожила среди казахов – они переселились на другой берег Волги, к Астрахани, в район нугае-татарского (юртовского) с. Солянки, затем ещё южнее – в Ново-Кучергановку, Биштюбиновку и далее до Зензелей на низовой границе с Калмыкией. И прозвище их сохранено в одном из местных наименований с. Ново-Кучергановка – «Каракалпак-аул», а также памятно отдельным семьям среди зензелинцев (полевые сборы и данные Л.Ш.Арсланова).

В 1842 г., вероятно, в прямой связи с отъездом «каракалпаков» мишарских, Жангир разрешил вернуться под свою власть желающим из «каракалпаков» казанских. Потомки тех, кто последовал этому разрешению, сейчас живут в качестве фактически татарской субэтнической группы, но ассоциированной с нацией казахов, в пос. Касталовка (райцентр) и оз. Аралсор в Западно-Казахстанской области и при ж.д. станциях Палласовка (в с. Савинка и пос. Кумысолечебницы) Палласовского района в Волгоградской обл. и Александров Гай – в Саратовской.

Небольшая часть мишарей осталась в орде, и жители урочищ Сегир-Кудук и Сарбаста вблизи Бурсы являлись потомками соприкосновения обеих подгрупп, имея частично мишарские черты в диалекте.

Перешедшие же после событий в сами российские пределы, в основном, в низовые уезды Астраханской губернии, более ранние, «казанские» «каракалпаки» ассимилировались, уже смутно помня о своей татарской специфике происхождения (но сохраняя некоторые особенные черты), среди казахов в с. Винное Володарского района и в с. Лапас Харабалинского района и сс. Сеитовка и Ланчуг Красноярского района.

Так возникли три этнические подгруппы (две – от «казанских», одна – от «мишарских»), носящие название «каракалпак» («калпак») или происхождение которых несложно восстанавливается по документам и полевым материалам.

Дореволюционные исследователи (П.И.Небольсин, А.Н.Харузин) предлагали разграничить две исходные группы как «действительных» и «мнимых, по названию», иначе «старых» и «новых» «каракалпаков». Хотя «новыми» в аспекте факта их переселения и «мнимыми» по отношению к крупному этносу каракалпаков Приаралья (на которых ссылались с ведома и при личном участи хана орды!) являются, конечно же, обе группы.

Гораздо более удачно назвал их Л.Ш.Арсланов «уральскими» и «астраханскими»« – по проживанию ныне вблизи г. Уральска или г. Астрахани. «старых» и «новых». Автором же сообщения было предложено подразделять татар-»каракалпаков» и их потомков по субэтническому и диалектному признаку – на «казанских» и «мишарских» (более ранних в их миграции в букеевскую орду и более поздних, но быстро отселившихся).

И те и другие, сохранив этническую основу, но прервав связи со своей прародиной в Среднем Поволжье, находились более или менее длительное время (отчасти, до сих пор) в отношениях «ассоциации» («примыкания») с более многочисленными и тоже тюркоязычными, кочевыми казахами-букеевцами Нижневолжья.

Следует оговорить особо один важный момент. Отстаивая тезис о «татарских» происхождении и этнической принадлежности «каракалпаков», мы с уваж. Л.Ш.Арслановым стремились к точному соблюдению в этой проблеме научной и исторической справедливости. И, с другой стороны, вовсе не имели в виду (как могло кому-то показаться накануне и в период Всероссийской переписи населения 2002 г., как и сразу после неё) нарочитого «расчлениения» татарского народа и его забытой, «каракалпакской» («калпакской»), части на предельно дробные субэтнические образования. («татары» – «каракалпаки» – «мишари», или «ногаи»).

Напротив, эти термины известны и бытуют (с разной степенью отчётливости) среди самого данного населения и его соседей, они могут быть вполне приемлемы и эффективны в научном описании.

Проживающие в Александрово-Гайском районе Саратовской обл. русские (выходцы из уральских казаков или крестьян-переселенцев) нередко считали живущих у ж.д. станции «каракалпаков» «светлоглазыми казахами». Хотя сами здешние казахи-букеевцы отчётливо понимали и понимают их специфику в традициях и особенностях бытовой речи.

В общении между собой представители этого населения сохранили (Л.Ш.Арсланов) диалект татарского языка (отчасти, с некоторым казахским влиянием), бытование в фольклоре общетатарских баитов «Шурале», «Сак-Сок» и др., типичные мелодии танцевальной музыки. Поступают данные об участии отдельных «калпаков», вместе с другими многочисленными здесь татарами, в «сабантуях» и др. народных торжествах, которые стали проводиться за последние 10-15 лет в Западно-Казахстанской области тоже.

В личных документах члены одной и той же семьи могли значиться и «казахами», и «татарами», и даже «башкирами» – собственно, иногда и «каракалпаками», но не столь часто, как имело место в соседнем Казахстане. Чаще себя, по нашим наблюдениям, они именовали усечённой (и, как представляется, во избежание прежней путаницы, более предпочтительной) формрй этнонима, – «калпак», мн. ч. «калпактар».

По переписи 1926 г. в Уральском округе Казахской АССР числилось 845 «каракалпаков»: 595 в Таловском и 250 в Жанибекском районах. Вероятно, не меньшее число носителей «калпакского» диалекта и фольклора записалась «татарами», «казахами», «башкирами». И сопоставимое количество проживало уже тогда в соседних поволжских областях РСФСР. Таким образом, примерная численность «калпаков» (прежде и сейчас) может быть оценена в 3-4 тыс. чел.

Другая часть потомков «казанских» (ранних) «каракалпаков» в 1842-90 гг. переселилась в низовья, дельту Волги вплоть до Прикаспия. Ассимиляция их потомков среди тюрок-соседей изменила исходную этноидентичность в новую, групповую, на уровне родовой. Такова семья «казахов рода каракалпак» Ягудеевых в с. Винном Володарского р-на, чья изменённая татарская фамилия («ягуди» - «еврей, иудей») содержит намёк на более сложную в деталях этноконфессиональную историю её представителей.

Дополнительный интерес приобретают те переселенцы, кто присоединились не к казахам, а к их соседям, полукочевым ногайцам-карагашам – в нынешней, с 1978 г., зоне Астраханского газоконденсатного комплекса.

Ногайцы-карагаши старшего поколения ещё в нач. 70-х гг. XX и. помнили о нескольких переселениях этих «каракалпаков» в их аулы, последнее из которых произошло в 1890 г. Переехавшие поселились и их потомки проживают сейчас в сс. Сеитовка, Ланчуг и Лапас. Семьи их тогда вступали в карагашское общество – в с. Сеитовка приписались к роду Шобалатчи-Найман. «Приехали откуда-то, говорили как по-казахски, и арба была на казахский манер – четыре колеса, крытая», – сообщали информаторы.

Характерно, что при родном татарском и хорошем знании (их отличительная черта даже в оценках владетеля орды) русского языка, «каракалпаки» в общении с новыми соседями воспользовались более понятным для последних, усвоенным ими вариантом казахского языка.

И их потомки уже вскоре стали считаться здесь своими, но чуть-чуть особыми – «ногайцами каракалпакского происхождения, рода», из, якобы, возможных среднеазиатских выходцев, с утраченным некогда «каракалпакским» языком (так сообщали информаторы, в т.ч. и связанные с данной группой, мыслил себе и автор статьи в его студенческие годы) …

При этом профессор-этнодиалектолог Л.Ш.Арсланов исключительно удачно отметил остаточное существование и проявление у самых старших потомков «каракалпаков», при их беседах с приезжими из Татарстана, особенностей приуральского диалекта татарского языка, вынесенного их служилыми предками в самом конце XYIII в. со степной границы Оренбуржья, так и сохранённого «на слуху» из поколения в поколенияе.

Возникали и весьма любопытные дискуссии по «каракалпакскому» вопросу. Выступая неоднократно в 1988 г. в харабалинской районной газете, Исхак Хамзаевич Ильясов, выходец из рода «каракалпаков» в традиционном карагашском с. Лапас, тогда активист нового ногайского общества «Бирлик», а ныне – сотрудник медрессе при мечети с. Старо-Кучергановка., рассказывая о славной службе своих лапасских предков-мужчин в царской армии, утверждал. «Каракалпаки – истинные ногайцы, черпающие свои истоки прямо от летописных «чёрных клобуков». Он пересмотрел свою версию, ознакомившись, по совету автора статьи, с архивными документами и сталкиваясь затем, на работе в исламском учебном заведении, с жителями с. Ново-Кучергановки, тоже историческими «каракалпаками из мишарей».

Обратимся к последним. Они, что любопытно, проживают в селе вместе с казахами, переехавшими сюда с правобережья в послевоенные годы (44% татар-мишарей, 33% казахов). Проявляют тоже несколько ослабленную этноисторическую память, истолковывая иногда топоним «Каракалпак-аул» как обозначение «клуба чёрного дыма, как шапки, над бугром, где расположено село».

Одна лишь жительница Ново-Кучергановки Гюльбану Миналиевна Неклюдова (Давлетшина), 1936 г. рожд., вспомнила рассказ своей бабушки Марьям Хасьяновны Абдрашитовой (1900-88), из рода переселенцев: «Наши родители приехали сюда откуда-то, а у мужчин шапки были большие чёрные, какие иногда муллы носят. Себя называли каракалпаки мишары».

И сейчас жители этого села себя обозначают как «другие мишари» («артык мишэрлэр»), в отличие от городских и иных мишарских. Несложный хронологический расчёт показывает примерное совпадение времени переселения их предков с переездом «мишарей-каракалпаков» из казахской орды, а затем из близлежащего юртовского с Солянка (II-ая пол. XIX в.) на нынешние места проживания.

В двух соседних сёлах мишарей, связываемых с «каракалпаками» (Ново-Кучергановка и Биштюбинка Наримановского района Астраханской обл.), насчитывается немногим более 1 тыс. татар (1989 г.).

Итак, в Нижнем Поволжье и прилегающих степях обнаруживается ещё один вариант использования этносоциального термина «каркалпак» – если и связанный с каракалпаками Средней Азии, то только косвенно, по совпадению и специальному (политически) использованию. Все здешние «каракалпаки» («калпаки») и их потомки происходят от различных групп татар Средневолжья, связанных в своей истории с проживанием (некоторое или длительное) время в кочевой среде казахов-букеевцев (после возникновения в 1801 г. здесь их большой орды).

В настоящее время обозначение «каракалпак» стало субэтническим (на этнокультурном «стыке» татарского и казахского, отчасти ногайского народов), подчас и просто традиционно-историческим. Собственно «каракалпаки» (или, лучше, – «калпаки») – это группа казанско-татарского (в некоторых семьях – и мишарского) происхождения, в пограничье нескольких российских областей с Казахстаном, имеющая свою специфику и реальное субэтническое самоназвание, но сохраняющая отношения «ассоциации» в среде окружающих их казахов.

Их прежние сородичи в составе низового казахского и карагаш-ногайского населения испытали процессы ассимиляции, и для них «каракалпак» – это дополнительное обозначение, близкое по сути к родовому, типичному в бывшем кочевом или полукочевом сообществе.

У бывших «каракалпаков-мишарей» вблизи г. Астрахани особенности истории с переселением в степь к казахам уже забыты; для них обозначение «каракалпак» (и лишь в одном селе, «Кельдермеш – Каракалпак – Ново-Кучергановка») является, в лучшем случае, уже пережиточным и лишь топонимическим.

Приведённый материал свидетельствует об исключительной сложности и неоднозначности этноисторических процессов на прибрежных и степных просторах юга России. Очевидно, что для тюркоязычных (как и других) народов сходство названий – далеко не всегда надёжный довод в пользу постулата об их современном или древнем родстве, и рассмотренные примеры подтверждают это.

Этническая история продолжается, а фактический материал по связям тюрок Нижнего Поволжья поистине неисчерпаем. Дальнейшее внимательное и совместное изучение (специалистами разных регионов и научного профиля, включая молодых учёных) нынешнего и дальнейшего развития групп нижневолжских «каракалпаков», а также их потомков и крайне желательно, и весьма необходимо.

Викторин В. М. (г. Астрахань)
Выступление на X Международном фестивале национальных культур
«Сарептские встречи – 2004» и конференции
«Историческое и этнокультурное развитие Нижнего Поволжья»
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru