25 апреля, четверг | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение

РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | А.Немыкин | Доклад | 2001
Cвященник Андрей НЕМЫКИН,
настоятель храма свв. равноапост. Царей Константина и Елены (г. Новочеркасск)

Церковь и право в Средневековой Руси

Kрещение Древней Руси положило начало истории Русской Православной Церкви, унаследовавшей не только богатейшую духовную культуру, но и нормы византийского церковного права, оказавшего существенное влияние на развитие русской правовой культуры. В нашем докладе, мы постараемся осветить некоторые аспекты правовой деятельности Православной Церкви, сыгравшей, в свое время, роль государствообразующей силы.

Приступая к изложению данной темы, хотелось бы предпослать краткое (и, конечно же, далеко не исчерпывающее) вводное замечание, касающееся общей проблемы церковного права, его зарождения и эволюции.
Церковное право, по определению, есть совокупность правил (канонов), которыми определяется вся жизнедеятельность Церкви. Само слово «канон» в церковном праве служит «для обозначения точно определенной церковно-правовой нормы по тому или иному вопросу церковной жизни в авторитетном изложении, получившем общецерковное признание».

Церковное право зарождается в самый начальный период истории Церкви. Можно даже сказать, что рождение самой Церкви в День Сошествия Святого Духа дает мощный импульс для возникновения и развития церковно-правовых отношений, так как эти отношения есть необходимый компонент жизнедеятельности Церкви в ее земном, институциональном аспекте. Примером такой деятельности может послужить учреждение диаконата, особого рода социального служения, направленного на удовлетворение насущных потребностей членов первой общины в Иерусалиме. Вопрос о принятии язычников в Церковь разрешается на Апостольском соборе также в Иерусалиме ( этот собор стал прообразом и образцом для всех последующих соборов Церкви, как Вселенских, так и Поместных). Постановление этого собора и стало первым правовым актом, регулирующим правила поведения новообращенных христиан. Вопросы, связанные с иерархическим служением в Церкви, находят свое отражение в пастырских посланиях св. апостола Павла (1 и 2 Тимофею; Титу). К этой же эпохе восходит формирование устной традиции правил святых Апостолов, письменная фиксация которых относится уже к более позднему периоду времени.

В эпоху гонений (64 — 311 гг.) Церковь рассматривалась римскими властями как collegia illicita, и в течение всего этого времени подвергалась преследованиям разной степени интенсивности и продолжительности. Тем не менее, ее правовая деятельность в условиях гонений не прекращалась. Появляются своды правил св. Дионисия Александрийского (+264 г.) и св. Григория Чудотворца (+272 г.), правила поместных соборов — Анкирского, Неокесарийского, Карфагенского и др.

Однако подлинный расцвет правового творчества в Церкви наступает после опубликования императором Константином Великим Миланского эдикта в 313 году Эдикт о веротерпимости полностью изменил статус Церкви, которая из гонимой постепенно превратилась в государственную, вследствие этого произошли радикальные изменения в сфере правового положения самой Церкви.

Духовенство освобождалось от несения повинностей и государственных податей, от обременительного и принудительного занятия должностей, которые могли бы отвлекать клириков от исполнения своего служения в Церкви. Каждый теперь мог сделать завещание в пользу Церкви, тем самым признавалось пассивное наследственное право. В общем, получилось так, что с объявлением свободы, христианские общины приобрели статус юридического лица, что было совершенно немыслимо во время гонений.

Помимо этого св. равноапостольным Константином были даны привилегии епископским судам, постановления и приговоры которых должны были утверждаться гражданскими судами. Хотя, как замечает наш византолог А. А. Васильев, «подобные судебные привилегии епископов, возвышая их авторитет в глазах общества, в то же время являлись для них тяжелым бременем, так как создавали немало осложнений...» Тем не менее епископский суд признается в отечественной науке наиболее массовым и демократическим.

Законотворчество Церкви достигло своего апогея в эпоху Вселенских соборов, правила которых, наряду с постановлениями Поместных и святых отцов, значительно расширили поле правовой деятельности Церкви. Первая кодификация Церковного права была совершена на VI Вселенском (Трулльском) соборе 691 г. В дальнейшем правила VII Вселенского собора и двух поместных Константинопольских соборов IX в., наряду с Каноническим посланием патриарха Тарасия дополнили канонический свод и завершили его формирование.

Однако представленная картина будет неполной, если не указать на довольно сложные взаимоотношения, сложившиеся в сфере взаимодействия церковного права и государственного законодательства. Эти взаимоотношения были обусловлены, как уже было сказано ранее, изменением статуса Церкви и специфической ролью императоров, выступавших в качестве «епископов внешних дел» Церкви. Впервые эту роль на себя взял император Константин Великий, председательствовавший на I Никейском Вселенском соборе 325 года, называвший себя «сослужителем епископов и епископом внешних дел Церкви» (хотя, при этом, он еще не был крещен!). Однако теоретическое оформление этого положения принадлежит императору Юстиниану I, знаменитому не только своим политическим долголетием (ему удалось процарствовать без малого 38 лет), а так же своей экспансионистской политикой, строительной и законодательной деятельностью. Теория Юстиниана по-лучила название «симфонии» и подразумевает единодушное согласие двух властей, названных им в предисловии к VI новелле его знаменитого Corpus juris civilis Священством и Царством. Хотя данная теория и подразумевала относительную автономию двух этих властей, на практике она часто нарушалась в пользу имперской власти, что порождало конфликтные ситуации и приводило к прямому противостоянию.

Тем не менее, несмотря на возникавшие эксцессы, Церковь все же мирно сосуществовала с имперской властью, оказывая ей всемерную поддержку во всех начинаниях, не идущих вразрез с доктринальными положениями Православной Церкви. Это обстоятельство как раз и обусловило тот факт, что некоторые стороны жизни Церкви стали регламентироваться государственными законами: императорскими конституциями и новеллами. Новый государственно-правовой статус Церкви получил свое отражение в сборниках, включавших в себя как церковные правила, так и государственные законы в виде кратких изложений или извлечений. Эти сборники получили название Номоканонов, самый ранний из которых был составлен константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком в VI в., а самым влиятельным был «Номоканон в XIV титулах», составленный знаменитым своей ученостью константинопольским патриархом Фотием (883 г.). Однако примечательно то, что св. равноапостольный Константин — Кирилл выбрал для перевода на славянский язык не «Номоканон» своего учителя, а более ранний, выше упоминавшийся «Номоканон в 50 титулах» Иоанна Схоластика.

После Крещения на Руси была учреждена Киевская митрополия Константинопольского патриархата, деятельность которой регламентировалась вышеуказанным «Номоканоном» и Церковными уставами св. князя Владимира и Ярослава Мудрого. Но уже в 1262 году на Руси получает распространение новая славянская редакция «Номоканона», известная как Кормчая книга, которая и стала официальным кодексом Русской Православной Церкви.

Канонически Русская Церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата, и, следовательно, унаследовала все типические черты, присущие Матери Церкви. Наиболее существенной чертой, помимо всего прочего, представляется включенность Церкви в государственную организацию, но в связи с этим возникает вопрос, каким образом складывались отношения великокняжеской и церковной власти?

Этот вопрос требует своего разрешения, так как в отечественной византинистике бытует мнение, что «восточнохристианская концепция верховной государственной власти, принесенная на Русь из Византии, несомненно, обусловила утверждение в русском обществе постулата о божественном происхождении княжеской власти и усвоение неофитами идеи социальной покорности князю как одного из догматов православия». Это мнение, высказанное в свое время академиком РАН Г. Г. Литавриньш, кажется несколько непродуманным, так как идея «социальной покорности» не является «восточнохристианской», но христианской по существу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Подобное же высказывание мы находим и у ап. Петра: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия» (1 Пет. 2:13-15).

Заметим, что лояльное отношение к власти как иерархическому принципу, лежащему в основе структуры тварного бытия, было особенно показательно в эпоху гонений, и нам не известно ни одного случая социального или политического возмущения христиан против императоров-гонителей. Еще более странным выглядит то утверждение, что «социальная покорность» есть «один из догматов православия»! Несколько отступая от основной темы, мы все же должны отметить, что вопросы социального плана никогда не догматизировались Церковью. Здесь необходимо понимать, что такое догмат, и какие аспекты вероучения подлежат догматизации.

Действительно, идея божественного происхождения верховной власти была заимствована Русью из Византии, но, в силу социальных и этнокультурных различий, имела существенные отличия от византийского прототипа (что убедительно доказывается самим же Г. Г. Литавньриш). Не вдаваясь в подробности данного вопроса, укажем на тот факт, что после Крещения русские князья, хоть и номинально, но все же признавали над собой примат византийского императора. Это положение нашло свое отражение в церемониальных росписях византийского Двора, в которых русскому князю XII — XIV вв. усваивался титул «официанта при трапезе — стольника». В официальной титулатуре (как опять же показывает Г. Г. Литаврии), так же четко прослеживаются иерархические отличия византийского василевса (т. е, императора) и русского автократора (в ПВЛ Ярослав Мудрый называется «самовластием русской земли»). Вспомним так же печальный опыт войны Ярослава Мудрого с Византией в 1043 году, в ходе которой русский флот был разбит, а попавших в плен воинов Ярослава победители безжалостно ослепили, так как рассматривали их не как военнопленных, но как взбунтовавшихся подданных византийского императора.

Таким образом, в сложившейся ситуации мы можем констатировать особое положение митрополита, возглавлявшего Русскую Церковь, которое заключалось в том, что он поставлялся в самом Константинополе, и это обстоятельство, в свою очередь, обусловливало прямую подчиненность его Константинопольскому патриарху. Кстати, заметим, что в самом избрании кандидата на митрополию в Константинополе заведомо отступили от канонической практики избрания митрополита собранием окружных епископов. Так, знаменитое 28-е правило IV Вселенского собора, де-факто утверждающее положение Константинополя как новой столицы Римской империи и уравнивающее его в правах с Римом, предписывает: «митрополиты областей понтийския, асийския и фракийския, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшия КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЯ церкви: сиречь, КАЖДЫЙ митрополит вышеупомянутых областей с епископами ОБЛАСТИ, должны ПОСТАВЛЯТИ епархиальных епископов, КАК предписано Божественными ПРАВИЛАМИ. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы БЫТИ, КАК речено, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ Архиепископом, по учинении согласного, по ОБЫЧАЮ, избрания, и по представленнии ему ОНАГО». Однако ко времени Крещения Руси константинопольский патриарх усвоил себе обычай из-брания кандидатов на митрополичьи кафедры исторических областей своим синодом. За редким исключением [в истории Киевской Руси известно только два митрополита из русских — Илларион (1051-1054 гг.) и Клим Смолятич (1147-1155 гг.)] киевские митрополиты были греками и являлись подданными византийского императора, что, в значительной степени обеспечивало их независимость от великокняжеской власти. Эта практика также ставила митрополита в положение третейского судьи, стоящего над удельной раздробленностью и распрями представителей княжеских семей, претендующих на главенство и узурпацию великокняжеского стола. Так, митрополит Николай (между 1092 и 1104 гг.) выступал в качестве посредника в деле ослепления теребовльского князя Василька Ростиславича (1097 г.). Митрополит Никифор II (между 1183 и 1202 гг.) известен своей миротворческой деятельностью и не только умело умирял кипящие страсти, но и сумел сплотить русских князей для отпора венгерской экспансии в Галицком княжестве. Ми-трополит Кирилл I (1224-1233) снискал себе большое уважение, выступив посредником между враждующими князьями.

Следует отметить, что в данный период удельной раздробленности и политической нестабильности, миротворческая роль Церкви и авторитет церковной иерархии, стяжавшей себе авторитет высшей нравственной силы, играли положительную стабилизирующую роль. Эта роль не могла не быть замеченной со стороны власти, которая не только наделила Церковь привилегиями, но, в отличие от византийской, даже расширила. Выше уже упоминалось о практике епископских судов в Византийской империи, весьма обременительных для самих епископов, так как они выступали в роли государственных судей, материально незаинтересованных в подсудных им лицах.

Однако на Руси, в отличие от Византии, большинство преступлений наказывалось денежными штрафами, так что епископский суд стал источником дополнительных доходов, но, в то же время, церковными уставами свв. князей Владимира и Ярослава Мудрого был четко определен круг лиц и преступлений, подлежащих епископскому суду. Современный исследователь замечает, что «приблизительное представление о правовом положении Церкви в то время можно составить исходя из учредительной грамоты Смоленской епископии 1136 года Законопреступпения в области семейных отношений, подлежавшие наказанию с точки зрения христианской морали, входили в церковную юрисдикцию уже в XI веке Юрисдикция княжеской власти была ограничена иммунитетом духовенства и членов их семей, а также монашества и »церковных людей«, т.е. лиц, находившихся под особым покровительством церкви (убогих, больных, странников и т. п . В это же время появляются и первые немногочисленные памятники канонического характера, в частности, »Правило церковное вкратце« митрополита Иоанна II (+1089 г) и краткое постановление Новгородского архиепископа Илии (1165-1186 гг.), сделанное им совместно с каким-то белгородским епископом. »Вопрошание Кириково«, помещенное в Новгородской кормчей ХIII в., по мнению А. В. Карташева, хотя и принадлежит к разряду произведений частных лиц, но некоторые из них имели значение действующих законов. Эти памятники касаются самых разных сторон внутрицерковной жизни, семейных отношений, вопросов обрядового характера и взаимоотношений с иноверцами.

В заключении отметим, что в данный период отношения Церкви и молодого русского государства носили, в обшем-то, симфонический характер. Независимое в целом положение церковной иерархии, нравственный авторитет Церкви и примирительная политика в отношении княжеских усобиц послужили тем тем фундаментом, на котором началось возрождение русской государственности после монголо-татарского погрома 1237-1240 годов и последующего более чем двухсотлетнего ига. Все это время церковное право не только оставалось действенным, но и оказывало существенное »влияние на развитие русского законодательства, в том числе Судебников 1497, 1550 гг.«, а также Соборное уложение 1649 года.

Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru