В Белоруссии и на Украине широко практиковалось процеживание молока через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на нож, положенный под цедилкой на подойник, этим "ведьме перерезаешь язык". Вместе с тем в быличках нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко у коров. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху нож, и подставляет доенку, молоко так и бежит струёй с ножа.
В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и произносил заговор, в котором просил Егория "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.
В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену, Обегание хлева с нож или косой выражает идею, которая в заговорах передается мотивом "железной стены" до неба; втыкание нож в стену хлева как бы замыкает эту железную стену на замок.
В Ровенской и Волынской областях известны случаи, когда во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу нож, чтобы гости меньше ели.
В Черниговской губернии во время приготовления свадебного каравая после того, как тесто вынимали из дежи и начинали месить на столе, в середину пустой дежи втыкали острый нож и пели:
Коло дiжи чотирi ножи,
А пятий на послузi,
Коло дiжи свiчи палають,
А на столi коровай бiгають.
По-видимому, нож, как и горящие свечи, символизируют собой работающих каравайниц, в белорусских "каравайных" песнях сила каравайницы упоминается вместе с ножом, которые как бы принимают участие в замешивании каравая:
Чатыры ножи у дзяжи,
Пятая моя сила
Коровай замясила...
Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX - начала XX в. М. 1990. Вып. 2. С. 67-135.