Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.
Много веков татары участвуют в строительстве России – как своего национального государства, потому одинаково причастны к его достоинствам и недостаткам
Как и предполагалось, моя статья о некоторых проблемах национального единства татарского народа «Татары всея Руси», опубликованная 14 февраля 2010 года на портале «Евразия», вызвала резонанс.
Было бы очень опасно целенаправленно отвлекать на социальное и политическое обслуживание национализма и даже сепаратизма весь народ, стаскивая его с вековых основ здорового бытия на своей родине – в России.
Здравомыслящие люди одобряют важные положения этой многогранной публикации, в том числе – касающиеся того, «что в братском соседстве с русской культурой народы российского ландшафта (в данном случае – татары) не теряют себя, не исчезают. Напротив, в русской культуре они обретают твердь среди бушующего океана глобализма. Потому важно слушать истину земли, философию нашей истории».
А националисты осуждают автора статьи, относя к «колониальному сознанию» тезис о духовно-историческом родстве соотечественников, веками живущих рядом на одной земле – в одном государстве. Националистам особенно не по душе оказалась мысль о том, что «татары в родной исторической стихии ищут и находят опоры для жизни и национального развития, которому не противостоит русский язык. Наоборот, русский язык поддерживает и развивает в себе нашу национальную культуру, защищает ее в жестких условиях глобализации. Для татар открыты огромные ресурсы русского языка для презентации своей уникальной культурной философии в России и во всем мире».
Один из наиболее последовательных активистов татарского «национально-освободительного движения», старший научный сотрудник Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Мухаметдинов, оппонируя мне, назвал «крупной политической ошибкой» классика татарской литературы Габдуллы Тукая его, процитированное мной в статье, стихотворение «Не уйдем».
Произведение было написано в 1907 году – как ответ на провокационные угрозы черносотенных депутатов Государственной Думы выселить татар из России в Турцию за участие в революционном движении. В стихотворении есть такие строки: «Мы не уйдем туда! Уйти не могут города и реки! Здесь пережитые века пробудут с нами, здесь навеки! Здесь родились мы, здесь росли, и здесь мы встретим смертный час. Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас».
Какой уровень представлений о сущности литературы надо иметь гуманитарию, чтобы поэтическое озарение квалифицировать как «политическую ошибку» поэта! В глазах современных националистов, жаждущих «независимости» Татарстана от России, Тукай был бы, наверное, политическим пророком, если бы в свое время написал стихотворение «Уйдем».
В качестве своеобразного постскриптума к статье «Татары всея Руси» считаю необходимым отдельно сформулировать некоторые наиболее принципиальные положения этой публикации.
«Общественным деятелям», стремящимся оказать собственное влияние на современное национально-политическое развитие татар, не нужно вторгаться в сложившуюся жизнь всего татарского народа со своими националистическими и изоляционистскими идеями, ставить национально-культурное существование татар в России в оппозицию к Российскому государству.
Не следует все еще активным «идеологам» отделения Татарстана от России свой воинственный национализм – абсолютно деструктивный по сути своей, отожествлять с национальным возрождением и развитием всего татарского народа.
Татарский национализм, у многих в основном ассоциирующийся с некоторыми представителями именно казанской интеллигенции, пишущими обращения «в Организацию Объединенных Наций и парламенты мировых держав» с требованием признать Татарстан «независимым государством», и их сторонниками, является профессиональной общественно-политической деятельностью, к счастью, немногих татар. Но было бы очень опасно целенаправленно отвлекать на социальное и политическое обслуживание национализма и даже сепаратизма весь народ, стаскивая его с вековых основ здорового бытия на своей родине – в России.
Лидеры «национально-освободительного движения» хотят видеть Татарстан отдельным государством, независимость которого обеспечивали бы вооруженные силы международных наблюдателей ООН. Но какая это «независимость», если ее должны обеспечивать чужие вооруженные силы? Следующими после войск ООН, по логике радикальных националистов, могут оказаться и войска НАТО в Казани? Тем более, современный мир такой, что богатый энергоресурсами регион, обретя номинальную «независимость», вряд сможет стать реально независимым от тех могучих держав, которые сегодня устанавливают свой ракетно-бомбовый «порядок» в разных частях планеты.
Для отдельных радикальных татарских и не только татарских националистов, которые хотели бы весь существующий мир перестроить под себя, Россия – чужая страна, враждебное «иностранное государство». Но для огромного количества татар и других наших народов Россия – Родина, причем – единственная и любимая. Потому не нужно, выставляя Россию как противостоящее татарам государство, навязывать народу пагубную и бесчеловечную идею духовного отвержения Родины.
Возможно, эта простая многовековая истина находится за пределами понимания отдельных, наиболее горячих татарских националистов, но для очень многих татар на этой истине основывается здоровая, жизнетворная философия их бытия и национально-культурного самосохранения.
Все татары, конечно же, не могут согласиться с тем, чтобы казанские националисты, считающие наше Отечество – Россию чужим и враждебным государством, определяли политические позиции татарского народа в России.
Собственно, в этом для нас и заключается сформированная самой историей философия нашей общенародной жизни в России, и никакой другой философии мы не ждем от Казани, тем более – от казанских изоляционистов. Подчеркиваю это более всего в связи с вопросом моего оппонента Мухаметдинова о том, какую «философскую помощь» ждут татары России от казанской интеллигенции.
Татары уже давно строят свою жизнь в России на здоровой, реалистичной философской основе, потому и сохраняют себя политически достойным, культурно самобытным в масштабах всей человеческой цивилизации народом, способным уживаться с другими народами, с которыми судьба поселила татар на одной земле. Потому, судя по отсутствию серьезной социальной базы у «национально-освободительного движения», татары не разделяют агрессивную риторику его лидеров, вызывающую настороженность и недоверие окружающего просвещенного мира, настороженность других народов.
Потому нам вовсе не нужно ждать от Казани какую-то особую национальную философию. Такая философия уже есть, и ее суть заключается в том, что Россия, а не какое-то иное «независимое государство», признания которого от ООН и зарубежных парламентов добиваются татарские националисты, – наша абсолютная Родина. И много веков мы строим Россию – как свое национальное государство, потому одинаково причастны как к его достоинствам, так и недостаткам. Например, после выхода федерального Закона № 309, встревожившего татарскую интеллигенцию отсутствием национальной компоненты в едином образовательном стандарте, мы заявили о том, что многонациональная Россия не может укрепляться, не заботясь о культурном достоинстве каждого своего народа, не создавая все возможные условия для сохранения родных языков. Нашей многонациональной стране, стремящейся сохранить и укрепить себя, необходимо постоянно помнить о том, как она устроена, из кого она состоит. Но при этом мы исходим из того, что Россия – наше национальное государство.
Такая философия, которую, несомненно, разделяют и здравомыслящие люди в Казани, является реально существующей мировоззренческой основой единства всего татарского народа. И не способствует единству народа то, что отдельные активисты «татарского национального движения за независимость» такую философию народа считают по меньшей мере заблуждением.
Речь как раз о том, чтобы под вывеской национального «возрождения» не расшатывать основы именно этой нашей философии. Важно, чтобы татары, живущие на необозримых просторах России – на своей, отцовской земле, не отвергли просвещенную, культурно необходимую всему многомиллионному татарскому народу Казань – заодно с радикальными казанскими националистами. Все татары, конечно же, не могут согласиться с тем, чтобы казанские националисты, считающие наше Отечество – Россию чужим и враждебным государством, определяли политические позиции татарского народа в России.
А завершить эту статью уместно словами Владимира Набокова: «Я писатель и не могу быть националистом, потому что национализм неизбежно связан с пошлостью и жестокостью».
Амир(29 октября 2013, 14:34)
Вообще-то, те, которые стремятся стравить русских и татар и стать для них "разводящими", основательно НАГНУВ и тех и других, "страшно далеки от народа" - как от русского, так и от татарского.
Но у них ("разводящих") может многое получиться, поскольку вот идеолого-пропагандистскую поддержку им оказывает российский курс официальной истории, унаследованный от романовых-западников: Мало кто из “власть имущих” и официально признанных “интеллектуалов” задумывается, что в деле разжигания вражды между народами России, особо между русскими и татарами, и наведения Смуты в России доныне используется курс “истории России”, сочиненный романовскими идеологами-западниками.
А источники, сведения из коих приводятся в подтверждение сей "исконной вражды", были "переписаны" (написаны-изготовлены) не ранее середины 17-го века. Ну а "подлинников не сохранилось" - объясняют нам офиц.историки.
Например, произведение под названием «Казанская история», сочиненное романовскими идеологами-западниками как “стандарт о русско-татарских отношениях с 13-го по 16 века” — это политический памфлет-вымысел «о войне русских с татарами». Позже это все было «раскручено» романовскими историками-идеологами, попами и муллами для противопоставления друг другу Ордынцев (татар, русских и др. Земляков), сопротивлявшихся колонизации их родины - Московии и Великой Татарии.
Обо всем этом обоснованно и аргументированно излагается в книгах независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды”, “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, «Наследие татар».
Читайте также о том, что от нас утаивали те, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами» (Л.Н. Гумилев), в статьях "Нераскрытое наследие великого евразийца", “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно». Эти статьи легко найти в Инете по названиям
sa(17 января 2012, 01:12)
Эхх! Ачам!!!
Амир(8 января 2012, 17:12)
Цитата: "нам вовсе не нужно ждать от Казани какую-то особую национальную философию". Почему "ждать"?
Уже давно дождались: в виде "булгарского проекта", раскручиваемого ныне властями Татарстана и официально назначенными "татарскими общественными лидерами". Ведь согласно "научно-исторической" пропаганден-теории болгары, которые уже вошли в НАТО, это "родственники" современного татарского народа.
О том, кем и зачем был сочинен миф "о болгарском происхождении татар" и вообще романовский "научный курс истории", предназначенный для изведения татар России, кратко написано в статье "О подлинной истории стратегических этносов Евразии":
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/
Там ссылки на обстоятельные труды.
Как видим, лидеры "татарского национально-общественного движения" более преуспевают в деле изведения татар, чем романовские и советские "борцы с татарско-мусульманским влиянием в России".
Известно, что татарстанское начальство - как госчиновники, назначенные Москвой, так и “национальные лидеры” (тоже, по сути, официально назначенные), недолюбливают независимого историка Мурада Аджи, который выяснил, что “Иван Грозный не брал Казань - спокойно, спокойно, это так, - он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!”
Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5
и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”: http://www.labirint.ru/authors/44767/
Так что изводители татар лишились, наряду с черной легендой "о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, который помогал им стравливать татар с народами-земляками, и изображать татар “почти полностью уничтоженными врагами мирных народов России”.
Гаяз(18 октября 2010, 21:33)
С Николаем Ивановичем в основных моментах согласен. С одной стороны, обещаемый \"сывиниритет\" - это верно полная дуриловка.
Большую часть татар России, где-то 4 пятых, проживающих вне Республики Татарстан, \"борцы за независимость\" планируют подарить \"большому брату\" на полную ассимиляцию и вообще предать забвению их историю (в реале, уже историю татар России-Евразии и заменили \"историей болгар\" коренных жителей республики Татарстан). Что интересно: \"деление\" татар \"сывиниритет\"чиками, и в целом их толкование истории татар \"один к одному\" совпадает с аналогичной \"исторической теорией\" романовских правителей, сконструированной для обоснования политики \"изведения татар\" в России.
А вот Мусе большое спасибо за ссылку. Нашел наконец ответы на многие вопросы, которые у меня возникали при чтении книг по \"академической истории\" татар да и России и других стран Евразии. По ссылкам в указанной Мусой статье я вышел на сайт \"Татары Евразии подлинная история\"http://tartareurasia.ucoz.com/publ там статьи и главы из книг татарского историка настоящего, Г.Еникеева, в тех статьях и особенно его книгах масса открытий по истории татар, да и пожалуй и России и Евразии. Читал с удивлением, восхищением и конечно, с огромным удовольствием. Столько много и так долго от нас прятали!
Муса(10 июля 2010, 23:43)
Очень хорошо написал Камиль Тангалычев, сразу видно, по-настоящему образованный и к тому же мыслящий человек. Да, ему бы еще кое-какими новыми исследованиями по освещению подлинной истории татар ознакомиться: см. статью \"Татары России: \"незваные гости\", или оклеветанные соотечественники?\", здесь: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107&sid=15b410b3289d581cf10ee76791d0dea0
Там есть ссылки на более обстоятельный материал.
Петров Николай Иванович(4 апреля 2010, 13:10)
Идеи Тангалычева поддерживаю.Хватит националистам спекулировать суверенитетом Татарстана. Главные гаранты -паханы наворовали и потихоньку смываются оставив за собой прикрытие. Мухаметдинову все равно ничего не достанется -напрасно надеется. МАФИЯ БЕССМЕРТНА! БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ!
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".